Автор статьи: Андреева Татьяна
Западный опыт и российские реалии
В декабре 1997 года группа российских компаний, занимающихся производством компьютеров и дистрибуцией компьютерной техники под единой торговой маркой “DVM Group “начала процесс слияния с сетью розничных магазинов компьютерной техники “Белый Ветер “.
Перспективы дальнейшего развития обеих компаний были существенно ограничены их специализацией, поэтому подобная вертикальная интеграция была для них весьма логична. Однако уже в феврале 1999 года болезненный раскол привел к возвращению на рынок двух независимых компаний и полной неразберихе в обслуживании отребителей.
Этот российский пример неудачного слияния стоит в ряду многочисленных разочарований, остигших за последние десятилетия инициаторов слияний и поглощений в разных концах планеты. Среди крупнейших из них, например, Daimler-Chrysler или BMV-Rover. история DVM и “Белого Ветра “выглядит нормой на фоне статистики, полученной в итоге проведения международных исследований результатов деятельности организаций, образованных путем слияния или поглощения (см.график 1).
Несмотря на эти не внушающие оптимизма оценки, количество компаний, желающих объединиться, все растет. внешние условия вынуждают организации укрупнять капитал для более эффективного его использования и дальнейшего развития. Очередная волна слияний и поглощений буквально захлестывает. К сожалению, пока нет статистических данных по России, однако, судя по публикациям в прессе и возрастающему интересу управленцев, этот феномен начинает активно развиваться и в нашей стране.
“Зачем?” или альтернативы нет?
Почему слияния и поглощения считаются единственной альтернативой развития для компаний, желающих успешно расти в современных условиях? Существуют различные методики финансовой и маркетинговой оценки потенциала сделок, имеющие свои “плюсы “и “минусы “,но чтобы пользоваться ими, необходимо понимать критерии сравнения нятия решений, вытекающие из целей сделки. Поэтому здесь хотелось бы остановиться на самом главном -на анализе причин, которыми компании объясняют свое стремление к слияниям и поглощениям. Их можно объединить в три основные группы:
Внутренние причины -стремление к корпоративной синергии и сокращению держек, например:
- приобретение новых навыков (высоких технологий, хорошо налаженных организационных оцессов, квалифицированного персонала).именно этими причинами, например, банки объясняют свое стремление к объединению с телекоммуникационными компаниями, консалтинговые фирмы или разработчики программных продуктов – к интеграции с конкурентами;
- доступ к новым продуктам, патентам, рынкам, каналам дистрибуции, позволяющим более эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Многие международные слияния обусловлены именно этими причинами, например, покупка иностранными компаниями оссийских пивоваренных заводов и табачных фабрик. Часто при слияниях планируется сширение обслуживаемого рынка за счет “сложения “потребителей компаний партнеров. мер, “Парус “и “Галактика “пытались объединить развитую региональную сбытовую сеть и клиентов среднего ранга первого партнера с крупными корпоративными клиентами второго. Для “Белого Ветра “и DVM, которые до слияния были партнерами в вертикальной цепочке, главной была возможность охватить рынок “сверху донизу “.Среди других примеров в качестве основного заявленного мотива фигурирует стремление занять лидирующее положение в отрасли, что, соответственно, осуществлялось ерез горизонтальное объединение;
- финансовые причины, например, налоговая экономия, когда приобретение компании с убытками может уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, или нивелирование отраслевых рисков и более эффективное использование капитала через создание несвязанно диверсифицированной структуры.
внешние причины -изменения внешней среды, снижающие эффективность текущей деятельности компании и заставляющие ее искать новые пути развития, например:
- значительные текущие изменения в конкретной отрасли. Ярким примером может служить возникновение избыточных мощностей в отрасли в целом, наблюдающееся сейчас в мировом автомобилестроении. Результатом этого стала интенсивная интеграция мировых производителей, таких как Daimler-Crysler. В фармацевтике внешним фактором, толкающим к объединениям, стал рост затрат на НшокР, а в телекоммуникациях -резкие технологические изменения.
- глобализация, перемены в денежной политике, общих темпах экономической активности, олитические причины, государственное регулирование и тому подобное. Стимулом к объединению может быть и комбинация перечисленных выше причин. Например, среди основных целей слияния консалтинговых компаний PriceWaterhouse и Coopers&Lybrand назывался выигрыш от расши