Известно, что многие авторы дают себе возможность затянуть сроки сдачи своего писательского труда, находя тысячу веских причин. Но если посмотреть на такие промедления и отсрочки с другой стороны, давая себе шанс еще раз обдумать и создать конечный уникальный результат. Этот процесс затягивания сдачи работы можно сравнить с репетицией, время которой можно потратить на творческий процесс.
Работая в редакции, Вы не однажды обращали внимание на то, что коллеги по перу всегда находят причины затянуть время сдачи работы в печать: кто-то в который раз проверяет электронную почту, другой – просматривает новые подробности в старых новостях, третий – задумчиво смотрит в потолок. Может действительно стоит убедиться в справедливости народной мудрости: Не делай сегодня то, что с успехом сможешь совершить завтра?! В полной мере это можно отнести и к писательскому творчеству. В таком случае позвольте себе относиться к промедлению и к переносу основных событий на завтра положительно, а не укоряя себя во всех грехах.
Например, мой друг и учитель Дональд Мюррей (Donald Murray) размышляя на эту тему, писал, что многие журналисты и репортеры, вначале выезжают на место событий и возвратившись, сразу работают над материалом статьи, очерка и так далее. Но, например, дети в такой ситуации, после важных событий, позволяют себе размышлять и «рисовать» картинку сначала в своем воображении, а только потом – на бумаге. Таким образом поступают и лучшие журналисты, писатели, моделируя ситуацию в собственной голове, затем знакомятся с деталями на месте событий, а как последний этап – приступают к описанию персонажей, действий, хронике событий. Действия похожие на репетицию, такие же мы совершаем, прокручивая в уме предстоящий разговор о семейных проблемах, о повышении зарплаты и репетируя предложение руки и сердца.
Другими словами, многие авторы пишут свои произведения мысленно, например, ночами, а утром – доверяют компьютеру или помощнику, диктуя свой ночной труд. Говорят, что так творили слепые поэты и романисты, например, Мильтон и Джойс.
Вот например, ситуация из реальной жизни: репортер полдня провел на стройке, где произошел разрушительный пожар. Пока он доберется до офиса или рабочего стола, пройдет немало времени, которое можно считать потерянным. А что если начать мысленно работать над своей статьей уже по дороге в редакцию, описывая хронику событий, важные моменты, а затем только изложить мысленно выполненную работу на бумагу.
Однако существует другая опасность – многие журналисты затягивают написание до последнего момента, что может иметь и отрицательные последствия. Нужно найти «золотую середину», и как советует поэт Вильям Стаффорд (William Stafford), необходимо преодолеть психологический барьер перед написанием (письмом) и избавиться от ненужных стандартов, которые тормозят творческий процесс. А что может быть лучше, чем творить без стандартов, полагаясь только на собственную интуицию, мудрость и опыт. Есть и оборотная сторона отсутствия стандартов у миллионов блоггеров, которые вырвались на просторы Интернета и сразу причислили себя к писательской братии.
Практические советы:
1. Не прикрывайтесь сбором информации и кропотливыми исследованиями, оттягивая написание текста. Пишите, делайте заметки, резюмируйте, подводите промежуточные итоги в процессе работы над материалом.
2. Обсудите с автором, который затягивает написание статьи, детали и собранную информацию. Зачастую такой разговор и заинтересованность могут подтолкнуть автора к действию, то есть к писательскому творчеству.
3. Возьмите за правило вести ежедневный дневник или делайте короткие заметки о том, что произвело на Вас впечатление. Без всякого сомнения некоторые фразы, идеи обязательно войдут в Вашу статью, роман, повествование, помогут сделать ярче литературную основу.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru