Знаете ли Вы, что избыточное использование наречий в тексте может иногда даже испортить сочинение? Казалось бы, что эта часть речи предназначена именно для того, чтобы выделить глагол или прилагательное, усилить их значение. Однако, иногда использование наречий может просто повторять смысл сказанного, делая «масло масляным».
Излишнее применение наречий при написание текстов сегодня называют особым стилем, «по-томсвифтовски». История такого определения связана с первыми рассказами о Томе Свифт, о приключениях юного изобретателя. Тексты, написанные авторским коллективом под псевдонимом Виктор Эпплтон, прямо изобиловали наречиями: «Смотри! — внезапно вскрикнул Нед, — Вон человек!…Я собираюсь заговорить с ним!» — горячо заявил Нед. Множество восклицательных знаков, употребление наречий «внезапно» и «горячо» делает текст похожим на сочинение первоклассника. На показанной в этом отрывке фигуре речи даже самый неопытный писатель понимает, как не нужно говорить.
Примерами неправильного употребления наречий могут служить такие высказывания:
«Я хочу пиццу», — сказал он сурово.
«Я художник», — сказал он с легкостью.
В данном случае наречие совершенно меняет смысл глагола. Но бывает и другой эффект – наречие может дублировать смысл глагола или всего предложения.
Согласитесь, не стоит говорить: «Взрыв полностью уничтожил церковь». Ведь употребленный глагол сам по себе подразумевает полное уничтожение. Правильнее будет сказать: «Взрыв уничтожил церковь».
А глагол «подсматривать» уже подразумевает тайное действие, поэтому употребление с ним наречия абсолютно излишне, и предложение «Шпион тайно подсматривал сквозь кусты» будет выглядеть глупым.
Это как раз тот случай, когда удаление наречия не просто сокращает предложение, а заостряет смысл глагола и дает ему свободу.
Настоящим пособием можно считать статьи Мейера Бергер из «Нью-Йорк Таймс». Вот пример отрывка из его статьи:
«Монашки в черных и белых одеждах шевелят губами в беззвучной молитве. Притихли. За долгие годы, проведенные в дешевых кварталах, Строец не растерял таланта. Слепота помешала пальцам играть, но он преодолел это. Музыка затихла, и слушатели хлопали. Старый виолончелист поклонился, впалые щеки сморщились в улыбку».
Автор нашел простой и емкий глагол «хлопали», хотя мог бы использовать «вежливо аплодировали» – и тогда текст потерял бы всю свою красоту.
Талант автора проявляется в правильном использовании всех средств языка, однако даже у признанных метров слова можно встретить казусы. Джон Апдайк всего в одном абзаце, описывая красоту банки с пивом, умудрился испортить наречием значения слов: пузырьки «вспенятся страстно в торжестве освобождения».
Применение наречия «страстно» несколько искажает восприятия выражающего характер глагола (вспениться) и отличного существительного (торжество), которые уже сами по себе рисуют в нашем воображении страстность пива.
Итак, подводя итог, хочется еще раз отметить, что наречия – та часть речи, которую уместно использовать для убеждения, но только важно не переборщить с ними. Пусть их будет в меру.
Чтобы самостоятельно попрактиковаться в правильном употреблении наречий и понять их необходимость, можно попробовать такие приемы:
1. В любой статье найдите слова с окончаниями -но, -о и попробуйте, вычеркнув их карандашом, прочитать текст.
2. Точно также можно поступить со своими собственными текстами. Найдите и вычеркните наречия. Прочитайте заново текст в слух и подумайте, стал ли он лучше.
3. Проанализируйте наречия в своих текстах и определите, какие из них изменили смысл глагола, а какие усилили значение.
4. Попробуйте найти и заменить связки «слабый глагол + наречие» на сильные глаголы. Например, предложение «Она быстро спустилась по лестнице» может стать «Она сбежала по лестнице».
По материалам статьи Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru