В каждом тексте есть сильные слова, которые должны стоять в начале предложения или абзаца и в конце. Точка при этом делает остановку, а следующее после точки предложение говорит “Обрати на меня внимание”.
Вразумительные советы можно позаимствовать из книги Странка и Уайта “Элементы стиля”, которые говорят о необходимости ставить главные (ударные) слова предложения “в конце”. Где это “в конце” как раз и употребляют в конце фразы. Этим они делают наглядный пример на подтверждение их правила. Если использовать это правило при написании, проза будет более увлекательна.
Во всех предложениях запятая – это как дорожная зебра или “лежащий полицейский”, который замедляет чтение, а точка говорит о полной остановке. Здесь завершается мысль предложения. При этом небольшая пауза в конце предложения обращает внимание на последнее слово. Еще большей стоимости оно приобретает в конце абзаца.
Четкий порядок слов помогает человеку, рассказывающему новости, решить непростые вопросы. Можно обратиться к примеру статьи из “Филадельфии Инкваер”. Основной задачей автора было донести до читателя три важных элемента: смерть сенатора Филадельфии, крушение самолета, трагедия в школе:
“Самолет сенатора Филадельфии Хайнса столкнулся с вертолетом. От столкновения произошел пожар. Осколки, что пошли от взрыва, падали на игровую площадку школы.
Погибло 7 человек: сам сенатор Хайнс, 4 пилота и 2 первоклассницы, что игрались на улице. При этом пятеро людей были ранены, из которых трое детей, один ребенок от полученных ожогов в плохом состоянии.
Грящие осколки от аварии падали на территорию начальной школы Мерион на Боуман Авеню в 12:15, но здание и люди в здании не пострадали. Напуганные дети убегали с площадки. К школе сбегались родители, кто в чем одеты: кто в спортивной форме, кто в деловой одежде, кто в домашнем. Для большинства семей эта история закончилась благополучно”.
При другом раскладе каждая часть истории могла бы занять первую страницу газеты. А вместе они формируют очень сильную новость, которая требует к себе очень осторожного отношения. Есть ли ответ, что самое главное в этой истории? Смерть сенатора? Или сильное столкновение? Или смерть детей?
В первом абзаце, как вы заметили, автор решил рассказать о сенаторе и столкновении самолета и вертолета. А трагедию на игровой площадке высветлил в конце. В начале абзаца можно увидеть глаголы и существительные, другие важные слова размещены в конце.
Стоит обратить внимание на порядок того, как автор описывает родителей, то есть, в какой они одежде: “кто в спортивной форме, кто в деловой одежде, кто в домашнем”. Другой порядок не был бы столь сильным. А домашняя одежда в конце предложения усиливает драматизм истории.
Распределение сильных акцентов в начале и в конце затмевает слабые элементы текста в средине. Такой метод особенно хорош, если в текст вставить еще и цитату, указывая при этом источник:
“Ужасно было на все это смотреть, — сказала Хелен Амадио, которая проходила мимо, когда случилась беда. — Он взорвался, как бомба. Повалил черный дым».
Начинать нужно с хорошей цитаты, так, чтобы фамилия того, кто рассказывает, была в средине. Заканчивать текст также нужно хорошей цитатой. Этот прием совсем не новый.
Например, под финал “Макбета” Шекспира Сейтон говорит Макбету: “Мой государь, скончалась королева”.
После этой фразы, которая, бесспорно, была очень сильной, следует очень мрачное разъяснение, при этом, одно из самых поэтичных.
“Ей надлежало бы скончаться позже:
Уместнее была бы эта весть.
Бесчисленные “завтра”, “завтра”, “завтра”
Крадутся мелким шагом, день за днем,
К последней букве вписанного срока;
И все «вчера» безумцам освещали
Путь к пыльной смерти. Истлевай, огарок!
Жизнь — ускользающая тень, фигляр,
Который час кривляется на сцене
И навсегда смолкает; это — повесть,
Рассказанная дураком, где много
И шума и страстей, но смысла нет”.
Практикум
- Возьмите для чтения Линкольнову “Геттисбергскую речь”, а также можно книгу Кинга “У меня есть мечта”. Это поможет вам изучить особенности ораторского искусства относительно правильности построения фраз.
- Возьмите любое эссе, которое вам по душе, приготовьте карандаш, чтобы в конце каждого предложения обвести последнее слово.
- То же сделайте с одним из ваших текстов. Если нужно, то попробуйте перестроить предложения, разместив в нужном порядке важные слова.
- Запишите в алфавитном порядке клички собак ваших друзей. Представьте, что они должны поместится в одном тексте. Подумайте, какие клички пойдут вперед, какие вконец. Почему?
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru