Как показывает практика, человечество страдает одной интересной фобией: боязнь длинных предложений. Нас всегда учат использовать именно короткие, а больших боятся и читатели, и редакторы, и даже сами писатели. Насколько допустимо укорачивать предложения? Согласитесь, ведь нельзя использовать только отдельные буквы и пунктуацию – читатель ищет смысл именно в словах.
По этому поводу хороший совет дает Мэлвин Мэнчер, преподаватель журналистики: «Делай то, чего боишься. Умей противостоять фобиям. Пока писатель не освоит длинное предложение, он не считается писателем. Плохое предложение длина делает еще хуже, но хорошее только выиграет от большой длины.
Пример может служить эссе Тома Вулфа «Любовь в духе воскресного дня». Автор описывает события, происходящие рано утром, в четверг, на одной из станций нью-йоркского метро. Это описание юношеской страсти в недрах городской подземки по праву можно назвать новым определением городского романа:
«Любовь! Аромат желания в воздухе! Сейчас 8.45 утра. Четверг, станция метро Пятидесятой улицы и Бродвея, а двое уже стоят в тесном переплетении рук и ног, и это доказывает, надо признать, что любовь в Нью-Йорке есть не только по воскресеньям».
Прекрасное сочетание эротических фрагментов и восклицательных знаков! А быстрая замена коротких предложений к длинным сродни стремительному спуску с вершины лестницы, на которой обитают любовь и желание, вниз, к парочке подростков, для которых не существует ничего, кроме их двоих, и обратно – к рассуждениям о любви в мегаполисе.
Представьте себе час-пик в метро. Именно в это время как никогда понимаешь значение понятия длины. А как пособие для изучения этого понятия – длина платформы или поезда, длительность ожидания, длина ведущих в подземелье эскалаторов и лестниц, а также огромных очередей из вечно спешащих, чем-то недовольных пассажиров. Для описания этой картины Вулф мастерски пользуется длиной предложений:
«Невероятно! Люди выходят группами со станции на Седьмой Авеню, мимо автомата с мороженым Кинг Сайз, турникеты грохочут словно мир разбивается о рифы. За турникетами, пройдя четыре шага, все уже снова толпятся локтем к локтю, чтобы подняться наверх: огромная воронка из плоти, шерсти, войлока, кожи, резины, из крови, с трудом протекающей по старым склеротическим артериям, вздувшимся от чрезмерного потребления кофе и постоянной давки в подземке в часы-пик. А на платформе тем временем стоят парень и девушка, оба лет восемнадцати, во всепоглощающем, как аромат Моего Греха, изнемождающем объятии».
Мир произведений Вулфа отличается внезапным появлением восклицательных знаков, противопоставлениями «склеротического» и «эротического», применением соответствующих названий торговых марок (например, духи «Мой грех») для демонстрации опыта и положения. Но и на этом не заканчиваются «секреты» Вулфа. Автор противопоставляет бесконечное движение огромного потока пассажиров недвижимо стоящей парочке:
«Вокруг них десятки, кажется, что сотни, лиц и потеющих тел, перемещаются и напирают с артериосклеротическими гримасами; проходят мимо витрины с такого рода новинками, как веселые пищалки, пальцы-крысы, пугающие тарантулы и ложки, с похожими на настоящих, мертвыми мухами; мимо парикмахерской «У Фреда», прямо у выхода, с глянцевыми фото молодых мужчин, подстриженных в стиле барокко, и дальше, на Пятидесятую улицу, в этот сумасшедший дом из движения, мимо магазинов со странным нижним бельем, мимо объявлений о бесплатных чтениях за чашкой чая и о партии в бильярд между «Кроликами Плейбоя» и женского шоу «Downey’s Showgirls»; затем народ запруживает улицу по направлению к зданиям корпораций «Time-Life», «Brill» или «NBC».
Это предложение противоречит всем принятым нормам. Вряд ли вы найдете еще более длинное, но в то же время настолько волшебное описание бесшабашной сути нью-йоркской подземки.
Именно анализ таких отрывков непревзойденного мастера по использованию длинных предложений подсказывает нам методику обучения данной стратегии:
- Подлежащее и сказуемое должно находиться в начале предложения.
- Наиболее подходящим случаем для использования длинного предложения является описание событий, длящихся во времени – тогда форма будет отражать содержание.
- Наиболее эффективным является соблюдение хронологического порядка в длинном предложении.
- Не отказывайтесь от употребления коротких или средних предложений – длинные предложения желательно использовать именно вперемешку с ними.
- Длинное предложение может служить каталогом или списком товаров, названий и образов.
- Учтите, что длинные предложения по сравнению с короткими редактировать намного сложнее, поэтому обязательно считайтесь с каждым словом.
Использование длинных предложений идет вразрез с общепринятыми правилами. Но именно в неповторимости проявляется своеобразный талант автора.
В 40-х годах прошлого века Рудольф Флеш изучал историю английского предложения, анализируя, что же влияет на «легкое» или «трудное» чтение предложение. Он пришел к выводу, что налицо некое «сжимание» предложений: во времена Елизаветы среднее предложение состояло из 45 слов, в викторианскую эпоху оно включало до 29 слов, а современные предложения не превышают 20 слов. Это дало Флешу основания определить фактор «легкости чтения» в зависимости от длины предложения и количества в нем гласных.
У этой теории были как сторонники, так и противники. Е. Б. Вайт даже высмеивал эти подсчеты, утверждая, что письмо не является грамматическом трюком. На самом деле, настоящий автор должен быть уверен, что хорошее предложение независимо от его длины будет всегда интересным читателю. И тот же Флеш, выражая уверенность в ценности хорошего предложения длиной всего в 18 слов, хвалил длинные предложения признанных мэтров словесности.
Как научиться блестяще применять длинные предложения?
1. Попробуйте найти хорошие примеры длинных предложений в литературных произведениях или статьях и оценить их по приведенным критериям.
2. Обычной является журналистская практика, когда длинное предложение начинают дробить на части, тем самым добиваясь ясности. Но встречается и обратное действие –
практикуется объединение предложения во имя достижения определенного эффекта. Попробуйте объединить в одной из своих работ короткие предложения и оцените полученный эффект.
3. Гарантию хорошего длинного предложения даст глубокое исследования предмета темы статьи. Вернитесь к описаниям Вулфа и прочтите, обращая внимание на детали, свидетельствующие о проведенных автором наблюдениях и составлении ним заметок. На будущее возьмите для себя за правило обращать внимания на подробности наблюдаемых сценок и декораций, которые впоследствии помогут сделать описания в длинном предложении намного богаче.
4. Запомните известное грамматическое правило: все предложения по их структуре можно поделить на 4 категории: простое (одна основа: одно подлежащее и одно сказуемое), сложноподчиненное (главное предложение и зависимое), сложносочиненное (несколько связанных союзами простых предложений) и комбинация двух предыдущих. Но самое интересное: длинное предложение может быть простым предложением с одной основой, но содержащим множество причастных и деепричастных оборотов. Попробуйте составить такое предложение, описывая содержание собственного бумажника или любого ящика с различным хламом.
По материалам статьи Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru