Изменяя длину предложений, можно легко контролировать ритм статьи. При помощи длинных предложений создается течение, которое способно нести читателя по реке понимания. Дон Фрай (Don Fry) называл подобный эффект – “ровное продвижение”.
При этом автор может самостоятельно контролировать темп статьи – средний, медленный или быстрый. Изменяя длину предложений, автор создает так называемый ритм статьи и её музыку. Музыкальные метафоры в нашем случае могут показаться слишком сложными и непонятными. Задавая более практически вопросы, суть данной записи будет более понятной. Например, сколько точек лучше всего использовать на абзац? Где стоит ставить запятую, а где точку? Какой длины должно быть идеальное предложение?
Есть три кардинально важные причины, из-за которых стоит замедлять темп статьи. Короткие предложения полезны, когда нужно сосредоточиться на переживаниях, создать напряжение или пояснить сложное. Для более глубоко понимания написанного выше, рассмотрим небольшую запись о городском бюджете:
“Вы живете в Финикс (штат Аризона)? У Вас есть желание помочь потратить 500 миллионов долларов? На самом деле это деньги – налоги, которые Вы платите. Вы выбираете местную власть, а теперь власть хочет выслушать Ваши предложения. Мэр Рой Бенджамин готов встретиться с каждым желающим. Завтра на общем собрании каждый сможет высказать свои собственные идеи. Зачем это нужно? Затем, что в любом случае это хоть как-то, но повлияет на каждого жителя города.”
Данный стиль кажется не особо правильным для статей правительственной тематики. Многие журналисты не решились бы на такой подход и не оценили бы его. Однако Брайан Гилмер (Bryan Gilmer) использует данный стиль и делает статью “предельно ясной”. Она легко воспринимается читателями, особое значение придается началу. Наличие точек дает время читателю на обдумывание прочитанного. Таким образом, Гилмер имитирует живой разговор.
Не только ясность можно считать позитивной стороной коротких предложений. Давайте рассмотрим так называемый эффект “Иисус плакал”. Автор Библии очень грамотно и красиво передает эмоции Иисуса, когда тот узнает о смерти Лазаря. Для этого он использует предложение, которое состоит из двух слов: “Иисус плакал”. Герой книги Роберта Сильвестра “Вторая древнейшая профессия” также отмечает данный прием как “самый великолепный газетный очерк”. При помощи всего двух слов передается драматизм и невероятной силы эмоции. Два слова, которые не нужно дополнять или разъяснять.
Всю важность длины предложения я осознал, читая эссе «Смерть Бенни Парета» от автора Норманна Мэйлера (Norman Mailer). В данном эссе описывается как боксер Эмиль Гриффит (Emile Griffith) забивает своего соперника Бенни Парета до смерти. Причина такой ярости была в том, что Парет усомнился в мужественности Гриффита. Норманн Мэйлер автор многочисленных статей о боксе старается передать все те эмоции, которые пережил сам. Яркий репортаж быстро захватывает и переносит читателя на ринг: “Бении Парет оказывается зажатым в угол. Парет пытается увернуться, и его голова с левой рукой путаются в верхней веревке. В тоже время Гриффит как кошка, которая готова в момент растерзать Парета, оказывается уже рядом. И вот Эмиль тут как тут, наносит 18 сокрушающих ударов за 3-4 секунды. При этом его правая рука ходит, как поршень двигателя или бейсбольная бита, крушащая тыкву.” Обратите внимание на то, как начинает и заканчивает своё эссе Норманн Мэйлер. Он начинает с коротких фраз, а заканчивает длинными предложениями с метафорами. В дальнейшем, когда выясняется, что травмы Бенни Парета фатально, Норманн опять переходит на короткие предложения: “Мигом местный врач попадет на ринг. Наклоняется и оттягивает веко Бенни. Смотрит на выкатившиеся белки. И дает глазам Парета закрыться. Жизнь боксеру поддерживали до самой больницы. Но прийти в себя ему было уже не суждено. Он несколько дней был в коме. И если бы остался жив, то был бы растением. Но его мозг умер.” Получилась действительно краткая драматическая история. Автор постарался максимально четко предать свои эмоциональные переживания.
Еще одну демонстрацию игры с длиной предложений можно наблюдать в книге Гари Провоста “1985”:
“Это предложение из пяти слов. И в этом пять слов. Предложения из пяти слов хороши. Но со временем становятся монотонными. Они звучат как заевшая пластинка. Ухо читателя требует от вас разнообразия. А послушайте теперь. Я буду изменять длину предложения, и создавать музыку. Такое письмо поет. У него становится приятный ритм, гармония, мелодика. Я использую короткие фразы. Но также я использую фразы средней длины. Когда я знаю, что читатель отдохнул, то могу смело использовать длинные предложения. Такие фразы обладают особой энергетикой, они манят, зазывают как удары тарелок или барабанная дробь, они говорят: прислушайся, это что-то важное.”
Это дает нам исчерпывающую информацию о том, какие стоит использовать предложение. Именно комбинация из коротких, средних и длинных фраз делает текст интересным и увлекательным. Нельзя просто писать слова, нужно при помощи письма творить музыку.
Практикум:
1. Проанализируйте свои последние работы. Исследуйте длину своих предложений. Попробуйте их комбинировать.
2. Когда будете читать книжки любимых писателей, проанализируйте их стиль. Делайте акцент на длину предложений, каким образом они их чередуют.
3. Многие авторы считают, что короткие предложения подгоняют читателей. Например, я считают как раз наоборот. Короткие предложения наоборот замедляют темп чтения. Обсудите это со своими друзьями и коллегами.
4. Проанализируйте детские книги, оцените эффективность коротких предложений.
Автор: Roy Peter Clark
Источник: www.editor.ru