Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
YouTube 150 Подписчики
Telegram 241 Подписчики
VK 0 Подписчиков
Маркетер
Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Планирование PR кампании

НЛП и кризисный PR

  • 09.09.1999

Автор статьи: Гринфельд Михаил

— Михаил, я знаю, что ты работаешь с фирмами в «аварийных» ситуациях как имиджмейкер. С твоей точки зрения, что такое «аварийный PR»?

— Я занимаюсь нейро-лингвистическим программированием и использую его, в том числе, в аварийных ситуациях, работая с фирмой. Ключевая идея НЛП — это моделирование, то есть формализация удачного креативного опыта и дробление его на такие алгоритмы, которые могли бы быть повторены другими специалистами. Рискую быть занудным, но для того, чтобы что-то сказать об аварийном PR, для начала необходимо ввести систему понятий или, как говорят в НЛП, язык описания, который позволит преобразовать
проблемное пространство в ресурсное. Посмотрев на проблему сквозь призму данной системы понятий, начинаешь видеть, чувствовать и понимать, что нужно делать, и ситуация из панической становится управляемой.

Поэтому, введу несколько понятий. С моей точки зрения, существует три вида PR: стратегический, тактический и аварийный. Под стратегическим PR я имею в виду деятельность по формированию общественного мнения, связанного со стратегическими планами фирмы. У многих фирм нет ни миссии, ни хотя бы стратегического плана развития. Об этом мало кто задумывается, большинство в лучшем случае занимается тактическим PR, т.е. формированием определенной системы ценностей у целевых групп, связанных с тактическими маркетинговыми задачами или отдельными проектами фирмы.

Аварийный PR применяется в трудных для фирмы ситуациях. Первый тип ситуаций — это стирание последствий какого-то несчастного случая, который может нанести вред репутации фирмы или уменьшить ее прибыль в отдельный момент времени. Второй тип ситуаций — когда под угрозой находится само существование фирмы. Об этом типе ситуаций я и буду говорить. Заранее хочу извиниться, с примерами будет
напряженно, потому что речь идет о свежем опыте и о ныне здравствующих фирмах. Поскольку любой имиджмейкер хочет, чтобы его заказчик и дальше здравствовал, то, к сожалению, я не смогу называть имена. Ограничусь рассказом о том, как в моей голове структурировалась информация, надеюсь, эти алгоритмы помогут читателям в сложных ситуациях.

Те аварийные ситуации, с которыми я сталкивался, можно было бы охарактеризовать как кризис доверия. Очень важно на первом шаге выделить целевые группы. Для меня существует пять видов целевых групп: это клиенты фирмы, партнеры и инвесторы, сотрудники, пресса и власти. В зависимости от сложности ситуации, негативные явления, связанные с кризисом доверия, наблюдаются в одной или нескольких целевых группах. Если ситуация чрезвычайная, то во всех пяти. Необходимо выделить еще трех игроков: руководство фирмы, отдел PR и имиджмейкер.

Следующим шагом я выясняю, что руководство фирмы собирается делать для выхода из кризисной ситуации. После этого используется набор приемов, который в НЛП называется рефреминг или переформирование. Он разрешает возникшее противоречие, что приводит к ментальному сдвигу, превращающему проблемную ситуацию в ресурсную.
То есть, у ситуации появляются до этого скрытые положительные качества, она становится управляемой и перспективной. Таким же образом усиливается и переводится в доходчивую форму то, что собирается делать руководство фирмы. Все это сводится в один или несколько документов. Далее выбираются PR-средства, при помощи которых эти идеи будут донесены до той или иной целевой группы.

— С какими сложностями тебе приходилось сталкиваться в кризисных ситуациях?

— Рассмотрим сложности в порядке целевых групп. Первая группа — это клиенты.
Типовая сложность работы с ними — возникновение у них панических настроений, нервозного состояния, стремления немедленно, в ту же секунду забрать свои деньги или что-то, что им фирма должна.

Вторая целевая группа — партнеры и инвесторы. В случае кризиса, как правило, инвестора не найти, т.е. никто не хочет давать денег фирме и помогать, а партнеры начинают блокировать свои взаимоотношения с данной фирмой и делать вид, что они здесь не при чем, а иногда даже «топить».

Третья целевая группа — сотрудники. Часть сотрудников начинает впадать в панику и распространять слухи о гибели фирмы, другая часть может не выйти на работу, третьи — тормозить дела фирмы и свою деятельность, что ведет к остановке деятельности
фирмы.
Четвертая целевая группа — пресса, которая охотно транслирует отрицательный имидж данной фирмы, данного руководителя и всех участников этого бизнеса. Ситуацию усиливает некомпетентность журналистов, блокировка средствами массовой информации положительной информации о фирме, стремление найти «жареные факты».
В некоторых случаях журналисты впрямую говорят о том, что бесплатно напишут
о фирме только в том случае, если она рухнет. Особенность Петербурга в том, что несколько ведущих СМИ, монопольно «делают погоду». Все это вместе приводит к тому, что любая положительная информация о фирме блокируется на корню.

Сложности часто возникают с самим руководством фирмы, когда у него нет представления что такое формирование общественного мнения, как именно это делается. Это самая большая сложность, и в таких случаях фирма часто не выживает.

Вторая сложность — руководство не умеет общаться, не знает приемов общения.

Сложность третья — отсутствие единого языка описания, единого понятийного поля между руководством, отделом PR и имиджмейкерами. Иногда руководство скрывает информацию и не хочет говорить что оно собирается делать.
Сложности с отделом PR фирмы. Очень часто в эти отделы списывают тех, кого некуда списать. Пока ситуация более-менее нормальная, и речь идет о тактических вещах, вроде бы все сходит с рук. Но когда доходит до дела, отдел PR может оказаться камнем преткновения. большой бедой отделов PR является не владение приемами переформирования, которые часто являются ключевыми в данных ситуациях. Иногда служба PR вообще отсутствует в фирмах, даже в очень крупных компаниях.

— Какие действия приходилось предпринимать в кризисной ситуации?

— Ключевые действия — налаживание взаимодействия с прессой и уже через нее воздействие на клиентов фирмы, партнеров и инвесторов, власть, и, в меньшей степени, на сотрудников. При работе с прессой использовались следующие ходы.
В тех случаях, когда информация о фирме блокировалась монопольными СМИ, деятельность начинала осуществляться через бесплатные газеты. Таким образом, наносился первый удар. В качестве целевой группы клиентов были широкие массы населения.
Второе направление состояло в том, чтобы наладить отношения с монопольными СМИ. И здесь использовались следующие ходы. Тщательно изучалась подшивка статей журналистов, которые курируют это направление. Выделялись их ключевые ценности и формировались идеи фирмы, с точки зрения этих ценностей. В нескольких случаях это существенно помогло наладить контакт. В качестве PR-средства использовался пресс-релиз и
личное общение с журналистом руководителя фирмы.
В отдельное направление выделяется работа с сотрудниками. В первую очередь хорошо срабатывали личные встречи руководства со всем составом сотрудников или, если это невозможно, с людьми, которые пользуются в фирме наибольшим авторитетом, со средним руководящим звеном. Разъяснение политики, открытые ответы на вопросы.

— Что особенно усложняло и что упрощало работу?

— Существенно осложняли работу следующие вещи. Первое, практически во всех случаях было видно, что отсутствует стратегический PR, и поэтому связи с журналистами не налажены. А в критических ситуациях любая активность фирмы воспринимается журналистами как признак вымирания.

Вторая сложность заключалась в следующем. Если не удавалось до этого провести семинар с руководством фирмы, то наладить взаимодействие в кризисной ситуации было очень сложно. Очень часто мы не понимали друг друга. В тех же случаях, когда уже был проведен семинар, все было гораздо проще. Задачи решались быстро
и более эффективно.

Третья сложность заключалась в следующем, что когда достигались первые успехи, у руководства возникал соблазн больше не вкладывать денег в PR. Требовалось большое количество времени, чтобы убедить руководство фирмы, что надо продолжать.
Еще одно важнейшее средство, которое могло бы великолепно сработать в данной ситуации — это своё СМИ. Но, к сожалению, у фирм его не было.

— Знание каких техник НЛП необходимо в кризисных ситуациях?

— Я бы выделил три техники. Первая техника — сбор информации о психологических особенностях восприятия и состоянии аудитории или партнера по переговорам. Вторая техника — присоединение — это умение входить в психологический контакт и внушать доверие. И третье — это умение переформировывать мнение. Вот три ключевых техники, которые необходимы всегда, и без которых совершенно невозможно действовать в критических ситуациях.

— Какие еще советы ты можешь дать руководителям фирм?

— Очень важно иметь стратегию PR. Во-первых, очень полезно было бы выработать миссию, т.е. коллективное видение среди топ-менеджеров: какие стратегические цели мы преследуем, что мы хотим иметь через несколько лет.
После этого выработать концепцию стратегического PR, в которой должно быть хотя бы два раздела: в каких целевых группах какие ценности хорошо бы сформировать и направление работы с прессой. Необходимо сформировать круг журналистов, профессионально понимающих происходящее на данном секторе рынка, и периодически с ними работать.
Важно заниматься корпоративным PR, например, в составе профессиональных ассоциаций.

Следующее направление — интернет. Необходимо, чтобы у фирмы был свой «раскрученный» web-site, не просто страничка в интернете, а хорошо структурированное большое представительство, и чтобы целевые группы были приучены ходить на это представительство за информацией.

Следующее направление — работа с инвесторами и партнерами. Надо все время выстраивать образ фирмы как инвестиционно привлекательный. Это может пригодиться в критических условиях. дальше нужно выделить в отдельное направление внутренний PR. Необходимо вкладывать деньги в формирование преданности персонала фирме и повышение его профессионализма.

Алексей Волков

Предыдущий материал
  • Проектирование и реализация рекламной кампании

НЛП — тайное оружие рекламиста

  • 09.09.1999
  • Алексей Волков
Read More
Следующий материал
  • Исследования в сети интернет

Компьютерщики в российской части Сети

  • 07.11.1999
  • Алексей Волков
Read More
Вас также может заинтересовать
Read More
  • Планирование PR кампании

Оценка эффективности проекта PR-кампании.

  • lela
  • 13.06.2010
Read More
  • Планирование PR кампании

Виды PR-кампаний. Основные цели.

  • lela
  • 13.06.2010
Read More
  • Планирование PR кампании

Подготовка PR-кампании. Ключевые вопросы.

  • lela
  • 12.06.2010
Read More
  • Планирование PR кампании

PR-кампания может провалиться. Почему?

  • lela
  • 12.06.2010
Read More
  • Планирование PR кампании

Качества, которые могут помочь достичь успеха в PR

  • jokar
  • 02.06.2010
Read More
  • Планирование PR кампании

Кризисный маркетинг. «Бесплатное» продвижение.

  • lela
  • 01.06.2010
Read More
  • Планирование PR кампании
  • Реализация PR кампании

PR-деятельность учреждения культуры. Реализация и оценка эффективности PR-кампании

  • Алексей Волков
  • 06.10.2009
Read More
  • Планирование PR кампании
  • Реализация PR кампании

Медиа в зеркале «масседжа»

  • Алексей Волков
  • 06.10.2009

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Свежие посты
  • Дайджест постов Сергея Людкевича
    • 12.09.24
  • Как юристы тормозят бизнес
    • 30.08.24
  • Продвижение оптовых кампаний в Яндекс Директ
    • 06.03.24
  • Cарафанное радио
    • 13.01.24
  • 5-55: История компании
    • 01.03.23
Маркетер
  • О проекте
  • Информационное спонсорство
  • Рекламным агентствам
  • Ссылки
(с) ООО "Маркетер". Официальный сайт. Маркетер: Статьи про рекламу, маркетинг, public relations, интернет

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter