Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
YouTube 154 Подписчики
Telegram 241 Подписчики
VK 0 Подписчиков
Маркетер
Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Маркетинг

Циклы развития бизнеса

  • 14.12.2003

Автор статьи: Леон Данко

>Автор: Леон Данко (Leon Danko), Eclipse Marketing School

Этап 1. Творчество

Творческая или хаотичная, <интуитивная>фаза роста.

На очень раннем этапе создания и ростаорганизации часто ударение делается вочень сильной степени на <продукт>, егоразработку и его рынок (рынки). Эта фазатворческой эволюции имеет свои особыехарактерные черты.

  • Основатель (основатели) компании обычно обладают какими-либо техническими или предпринимательскими навыками, умениями, способностями. Они не столько фокусируются на менеджерские функции, сколько на производство и продажу нового <продукта> (услуги);
  • Общение между сотрудниками довольно интенсивно и носит скорее неформальный характер;
  • Долгие часы работы вознаграждаются сравнительно невысокими (средними) зарплатами, в придачу с надеждами или обещаниями будущей выгоды от участия в собственности.
  • Управление деятельностью подчинено имеющимся капитальным ресурсам и постоянной связью с соответствующими рыночными нишами. Где только можно — организация быстро реагирует на любые запросы клиентов;

По мере роста организации ее размер начинает доставлять беспокойство ключевым управляющим необходимостью уделять все большее внимание не всегда желанным менеджерским функциям: выросшее количество сотрудников уже не может эффективно управляться только неформальными методами, а вновь принимаемые на работу сотрудники уже далеки от того, чтобы демонстрировать энтузиазм и активность своих предшественников. Чем больше размер организации, тем больше менеджерского искусства требуется для того, чтобы эффективно управлять бизнес-процессами и контролировать качество производимых продуктов и услуг.

В этот момент (период) и наступает кризис лидерства. Долее уже невозможно придерживаться прежних стилей руководства. Довольно очевидна назревшая необходимость в сильном исполнительном Директоре, который, обладая необходимыми знаниями и навыками, сможет внедрить необходимые управленческие технологии. Трудность, конечно, прежде всего, заключается в поиске правильной кандидатуры, которая, к тому же, была бы приемлемой для всех учредителей дела. Соучредители, понимая, с одной стороны, необходимость приглашения сильной и яркой индивидуальности — для успеха дела, вместе с тем не смогут легко согласиться с приходом в их бизнес другого потенциально сильного лидера.

В исследовании факторов успеха роста американских технологических компаний на примере выборки из 21 <хай-тек> фирмы отмечено, что в 2/3 случаях кризисов лидерства ситуация разрешается приходом к управлению новых профессионалов-управленцев, в то время, как 1/3 случаев демонстрирует устойчивость позиций основателей бизнеса. Т.о., <на каждые две истории о том, что с целью продвижения к успеху компании "Джон Квалифицированный" заменил "Стива Работящего", имеется приблизительно одна история какого-нибудь Кена Ольсена, сохранившего свою роль основателя и руководителя без ущерба для фирмы>.

Отечественные исследователи отмечают тенденции развития кризисов этого типа в современных условиях <взросления> российских предприятий.

Этап 2. Направленный рост

Пригласив на работу способного профессионального менеджера, организация, как правило, приобретает способность к направленному росту, определяемому стратегически учредителями.

Однако, при реализации стратегии во многом непосредственно руководящая роль отдается новому лидеру. Этот период также обладает своими характерными чертами:

  • Наличие функциональной организационной структуры с четко определенными ролями и должностными обязанностями;
  • Внедрение (или более активное использование) четкой системы учета и отчетности, в особенности, в отношении закупочных материалов, сырья, полуфабрикатов и т.п.;
  • Внедрение систем мониторинга и контроля, планирования бюджета и вырабатывания стандартов качества;
  • Коммуникации (формы общения) становятся более формальными и обезличенными;
  • Новый менеджер и его/ее ключевые — помощники задают направление и берут на себя лидирующие роли, в то время как контролеры более низкого уровня функционируют скорее в роли функциональных специалистов.

Для российских предприятий современного этапа развития исследователи предпринимательских структур уже также отмечают как тенденцию усиление разделения функций владения и собственности, при этом также отмечается, что помимо преобладающей практики приглашения наемных
менеджеров <по знакомству> набирает силу механизм обезличенной оценки управленческой квалификации.

Между тем, однако, сотрудники или функциональные специалисты, ограниченные рамками инструкций и централизованной иерархией, развивая свои собственные знания и ноу хау в своих специфических областях, со временем начинают значительно более глубоко, чем их лидеры наверху, разбираться в этих вопросах. Вследствие этого, они начинают ощущать дискомфорт от развивающегося противоречия между необходимостью следовать рекомендуемым процедурам и своим накопленным потенциалом для взятия инициативы. Следующий — второй — кризис автономии наступает, когда менеджеры испытывают затруднения в ситуациях когда <специалисты хотят принимать самостоятельные решения>.

Этап 3. Рост черезделегирование

Следующая эра развития организацииопределяется приложениями и возможностямидецентрализации организационной структуры.Мотивация улучшается на всех уровнях черезделегирование полномочий иответственности.

Менеджеры децентрализованнойоргструктуры, обладающие большей властью,способны быстрее отвечать на запросыклиентов, лучше адаптируя к их запросам иразвивая свои продукты и качество рабочейсреды. Этот тип кризисов чаще присущ ужедостаточно зрелым и крупным организациям, ив настоящее время для отечественныхпредприятий соответствующего размера иэтапа развития можно наблюдать достаточнопротиворечивую картину развития этого типакризисов. Противоречия обусловлены, с однойстороны, объективной необходимостьюпринятия соответствующих мер.

С другой стороны, внедрение практикидецентрализации управления осложняетсякак углубляющимся после августовскогокризиса 1998 года системным кризисом,вынуждающим руководство крупныхкорпораций на противоположные действия,направленные на усиление концентрациивласти и централизации управления, так ихарактерной в целом для отечественныхпредприятий несбалансированностью властинебольшого числа учредителей с собственноструктурой организации. Можнопрогнозировать, в связи с отмеченнымитенденциями, в случае отсутствия глубокихпринципиальных перемен в экономическойполитике резонансные обострения кризисовописанного типа для крупных отечественныхпредприятий в недалеком будущем.

В случае же естественного разрешенияэтого типа кризиса через децентрализациюуправления, менеджерам необходимо бытьготовыми к следующей проблеме ростаорганизации. Она будет происходить от того,что менеджеры высшего звена начнут ощущатьпотерю контроля над компанией в целом, — онаживет уже своей — отдельной от них жизнью,став уже, возможно, в значительной мередиверсифицированным бизнесом. Посколькутоп-менеджеры стремятся сохранить свойконтроль над компанией, иногда даже пытаясьвернуться к централизованной структуреуправления, необходимо найти решениепроблемы координации различныхнаправлений деятельности, сохранив рычагимотивации, основанные на <энтузиазмеавтономии> сотрудников илиподразделений.

Этап 4. Рост черезкоординацию

После того, как внедрены системы,позволяющие достичь высокую степенькоординации различных направленийдеятельности компании, и топ-менеджерывзяли ответственность за инициирование иадминистрирование этими системами,начинается очередной этап ростаорганизации — фаза роста через координацию.

Характерными чертами этого этапа могутбыть:

  • Внедрение и/илисерьезный пересмотр формальных процедурпланирования;

  • Найм (илиобучение) специального корпоративногоперсонала для инициирования программмониторинга и контроля;

  • Работапроцедур тщательного мониторингакапитальных расходов;

  • Функционированиегрупп разработки новых продуктов как <индивидуальныхцентров затрат>;

  • Передачапрерогатив обработки данных и другихподобных технических функцийцентрализованной структуре;

  • использованиевозможностей выпуска акций предприятия иучастия в его прибылях с целью поощренияи стимулирования разви

Алексей Волков

Предыдущий материал
  • Управление и организация бизнеса

Искусство зарабатывать деньги

  • 14.12.2003
  • Алексей Волков
Read More
Следующий материал
  • Маркетинг

Умение выгодно рисковать

  • 14.12.2003
  • Алексей Волков
Read More
Вас также может заинтересовать
Read More
  • Организация продаж

Cарафанное радио

  • Михаил Сизов
  • 13.01.2024
Read More
  • Статистика

Чей чай? Какой чай? Как чай?

  • Андрей Бабкин
  • 22.04.2015
Read More
  • Статистика

14 инструментов, которые покажут почему посетители покидают сайт

  • Fllayres
  • 20.03.2014
Read More
  • CRM

Возвращенцы

  • Алексей Волков
  • 22.04.2013
Read More
  • CRM

Система онлайн консультирования на сайте RedHelper.

  • Алексей Волков
  • 21.07.2012
Read More
  • CRM

Zopim – сервис онлайн поддержи пользователей

  • jokar
  • 24.05.2011
Read More
  • Организация продаж

Сенсорный маркетинг.

  • lela
  • 05.07.2010
Read More
  • Организация продаж

Как добиться прибыльных продаж

  • olsun
  • 05.07.2010

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Свежие посты
  • Дайджест постов Сергея Людкевича
    • 12.09.24
  • Как юристы тормозят бизнес
    • 30.08.24
  • Продвижение оптовых кампаний в Яндекс Директ
    • 06.03.24
  • Cарафанное радио
    • 13.01.24
  • 5-55: История компании
    • 01.03.23
Маркетер
  • О проекте
  • Информационное спонсорство
  • Рекламным агентствам
  • Ссылки
(с) ООО "Маркетер". Официальный сайт. Маркетер: Статьи про рекламу, маркетинг, public relations, интернет

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter