Автор статьи: Ткачук Татьяна
В качестве эксперта при подготовке статьи выступал заместитель директора исследовательско-консультационной фирмы <Альт> Дмитрий Сироткин.
Российский бизнес в массовом порядке ликвидирует непрофильные активы. Проблема лишней> собственности, лежащей на балансе мертвым грузом, особенно актуальна для бывших советских предприятий.Многие из них – градообразующие, и просто взять и избавиться от непривлекательных активов не могут, поскольку закрытие непрофильных предприятий и последующие увольнения сотрудников ведут к возникновению социальной напряженности и конфликтам с местными властями. Однако компании нашли несколько схем выхода из неприятной ситуации.
Распродажа
<Конечно, от непрофильных активов нужно избавляться, - категорически заявляет ервый заместитель генерального директора инвестиционно-консалтинговой группы "РОЭЛ Консалтинг" Василий Тренев.- Ведь что сказано в одной из первых строк устава всякой компании? Главная цель ее деятельности - приносить прибыль. Поэтому любые препятствия, встающие на пути к достижению цели, в том числе и непрофильный бизнес, отвлекающий финансовые, людские, технические ресурсы предприятия от основного производства, следует ликвидировать>. Основной акционер РОЭЛ компания Российский электротехнический концерн “Росэлпром”>, управляющая рядом предприятий электротехнической отрасли, работу над убыточными или приносящими небольшой доход объектами начинает с выделения непрофильного бизнеса, чтобы в дальнейшем бавиться от него. <Это мировая тенденция,- добавляет господин Тренев.- Если в 1980-х годах компания Ford около 90% деталей производила на собственных заводах, то в 2000 году они изготовляли уже менее трети комплектующих, остальное отдавали на аутсорсинг. Компания сконцентрировалась на профильном бизнесе - сборке автомобилей х продаже>.
Такой подход близок все большему числу российских предприятий. Только за последний месяц свыше десятка крупных отечественных компаний заявили, что избавились от непрофильных направлений или планируют это сделать в ближайшее время. Например, в конце февраля стало известно, что промышленная группа машР продает контрольный кет акций Калининского завода резиновых изделий Александру Твердохлебу, бывшему владельцу предприятия. Причина – в желании компании сконцентрироваться на профильном для нее направлении: машиностроении и металлургии. Чуть ранее ЛУКОЙЛ продал брокерскую компанию <ЛУКОЙЛ-Резерв-инвест> инвестиционной группе <Капиталъ>. Это один из этапов начавшейся еще в 2002 году реструктуризации компании, нацеленной на выделение непрофильного бизнеса с дальнейшей его продажей. А РАО <ЕЭС России> на февральском заседании совета директоров сообщила о намерении до конца текущего года продать свою <дочку> – страховую компанию <Лидер>.
Вредная собственность
Практически любое российское предприятие, имеющее статус градообразующего, владеет большим числом так называемых социальных активов – детских садов, больниц, домов отдыха, магазинов, тепло- и электросетей. Собственность в советское время слилась на балансе предприятий и досталась их нынешним владельцам <в нагрузку>. Компания вынуждена тратить на их содержание немалые суммы (скажем, <Газпром> ежегодно вкладывает в непрофильные объекты около 9 млрд рублей – 4% от общего объема вложений в предприятия концерна). Непрофильный бизнес постоянно отвлекает менеджмент головной компании от основной работы. Для потенциальных инвесторов компания, держащая на балансе непрофильные объекты, менее привлекательна. Изучив два года назад работу Магнитогорского металлургического комбината (ММК), агентство Standard & Poor’s отметило, что хотя позиции компании на рынке сильны, социальные обязательства комбината <оказывают негативное влияние на кредитный статус ММК>. о данным агентства, в 2001 году компания потратила на социальные нужды 346 млн рублей ($11,6 млн), тогда как чистая прибыль комбината по международным стандартам финансовой отчетности составила за тот же период $144 млн.
Если принять все это во внимание, желание предприятий освободиться от непрофильных ктивов вполне понятно. И многие этим занимаются. <Газпром> уже распродал часть непрофильных объектов, а недавно опубликовал список из 150 предприятий, от которых собирается избавиться в ближайшее время. Среди них – банки, строительные компании, магазины, страховые и юридические фирмы, производители пил
оматериалов, посуды, меховой одежды и прочие компании, не укладывающиеся в <газовый профиль>. Примерно треть из них – в состоянии близком к банкротству или уже находятся в процессе банкротства. Однако газовый гигант планирует выручить от их продажи в текущем году не менее 3 млрд рублей. Правда, в пересчете на число <лишних> объектов эта сумма не кажется огромной.
Проблема в том, что далеко не все непрофильные активы удается реализовать – отенциальные покупатели в очередь за убыточным предприятием не выстраиваются. Осложняет ситуацию и то, что передача активов в руки других собственников или крытие отдельных объектов влечет за собой увольнения работников. А это может стать причиной конфликта компании с местными властями, если те окажутся не в состоянии трудоустроить оставшихся без работы горожан. <Градообразующие предприятия в большой степени зависят от так называемых заинтересованных лиц - стейк-холдеров (представителей власти, коллектива, общественных организаций),- утверждает Василий енев.- Поэтому им чаще других приходится находить компромиссы между соприкосновением нтересов собственного бизнеса с мнением, установками или даже требованиями стейк-холдеров>.
Что кому
До начала социально опасного вывода <лишней> собственности нужно определиться, какой же именно актив стоит считать непрофильным. Как ни странно, далеко не всегда решение очевидно. Если относительно <социалки>, а также абсолютно далеких от основного бизнеса производств (например, цехов по пошиву одежды на машиностроительном воде) сомнений не возникает, то вспомогательные производства (скажем, сервисная служба или цех по изготовлению деталей для завода, занимающегося сборкой) могут оказаться как профильными, так и непрофильными объектами. Главное, считает заместитель директора исследовательско-консультационной фирмы <Альт> Дмитрий Сироткин, етко определить стратегию и цель развития: <Предположим, компания решила, что ее бизнес - обеспечение бесперебойной работы энергетического оборудования клиентов. Выходит, что сервисная служба является для нее профильной. А если фирма оставляет собой производство запасных частей для энергетического оборудования, то сервисная служба оказывается непрофильной>.
Определившись с ненужным активом, компания выбирает метод его ликвидации. Если данный актив является объектом социальной инфраструктуры города, одним из самых удачных способов, считает старший менеджер KPMG Александр Ерофеев, может стать ередача его местным властям. Такие объекты, как ЖКХ, троллейбусный или автобусный ки, в принципе способные приносить прибыль, муниципалитеты соглашаются безвозмездно нять в городскую собственность, а с детскими садами или домами престарелых едприятию просто так расстаться не удастся. <Северсталь>, отдавая мэрии детские сады, три года сохраняла систему доплат к зарплате воспитателям. До сих пор над этими учреждениями существует так называемое шефство цехов. Сотрудники <Северстали> необходимости ремонтируют инвентарь в детских садах.
Если непрофильный бизнес не относится к <социалке> и не привлекает покупателей, компания может выделить актив в дочернюю структуру и передать его имущество в аренду сотрудникам. Как поступили с одним из своих предприятий в группе компаний РОЭЛ. Василий Тренев: <В прошлом году мы провели реструктуризацию "Сафоновского электромашиностроительного завода", который входит в концерн "Росэлпром". Отделили офильное производство - цеха, непосредственно производящие электродвигатели. А от ремонтных отделов, транспортного и строительного подразделения решили отказаться. ы выделили непрофильные объекты в дочерние предприятия. Коллективам предложили взять в аренду принадлежащее компаниям имущество и работать на самоокупаемости. Благодаря такому решению головное предприятие - завод по производству электродвигателей - смогло в полтора раза увеличить объем производства. Его дочерние компании уже работают на рынке, оказывая ремонтные, транспортные и строительные услуги другим фирмам>.
Похожий метод использует ГМК <Норильский никель> в Заполярном филиале. Стремясь бежать социального напряжения, компания дает своим работникам право выбора. лава <Норникеля> Михаил Прохоров заявил, что решение выделить непрофильный бизнес в отдельную компанию принимают сами работники предприятия. Если они пожелают самостоятельно зарабатывать деньги на рынке, то должны сообщить ру