Автор статьи: Дука Борис
Перед тем, как написать эту статью, мы провели мини-исследование инновационного процесса в российских промышленных предприятиях. Мы предложили руководителям ряда предприятий встретиться с нами, чтобы обсудить их опыт и их проблемы в изменении продукта, технологии и организации.
Беседы получились очень интересными. Каждое интервью заслуживает отдельного прочтения: иногда – чтобы чему-то научиться; чаще – чтобы понять, как делать не надо. Мы попытались найти общие проблемы, рецепты, которые могут подойти многим, определить тенденции или хотя бы определиться с их наличием.
Под инновациями наши собеседники понимали разные вещи. Некоторые относят к инновациям только изменение продукта (продуктовые инновации). Другие считают инновациями и модернизацию производства (технологические инновации), и реструктуризацию компании (организационные инновации).
Возможно, правы и те, и другие. Мы не углублялись в определения, а пытались понять суть процесса, и ориентировались мы в первую очередь на инновации продукта.
Выбор идеи: случайный или последовательный
"Рынок если потребует у меня улучшения точности обработки деталей в моих изделиях, чтобы они качественные с этой точки зрения стали, тогда я куплю новое оборудование, с более точной обработкой. Пока он не требует – я не покупаю. Или там рынок, например, сейчас требует уменьшения габаритов оборудования, вот этой проблемой, значит, я занимаюсь, решаю эту проблему. Потребует рынок чего-то другого, я озабочусь этим. В условиях ограниченности ресурсов я занимаюсь именно тем, что сейчас является наиболее острой проблемой", – говорит один из директоров.
Это весьма распространенный подход к совершенствованию существующего изделия, когда стратегия строится по "принципу телевизора", т.е. люди что видят, то и делают, не вдаваясь особо в смысл событий. Видение перспективы у top-менеджмента, в этом случае, весьма туманное.
На первый взгляд это может объясняться недальновидностью руководства предприятия. Но проблема глубже. Такой сиюминутный подход мы чаще встречали на заводах, владельцами которых были или трудовой коллектив, или менеджмент предприятия. Местные власти, как правило, имеют серьезные рычаги влияния на подобные заводы и оказывают давление: "Ты и не думай людей сокращать, ты только попробуй город не отапливать". Соответственно, главной задачей для этих заводов является обеспечение людей работой и поддержание городской инфраструктуры. Для решения перспективных задач нет ни стимула, ни ресурсов. В данном случае "недальновидность" в большой степени определяется внешней средой. Этот тезис, конечно, не аксиома. Мы видели и другие примеры. В данном случае, решающим фактором является воля директора.
Заводы, которые являются частью крупных корпораций, находятся в этом плане в более защищенном положении. Ключевые проблемы взаимодействия с внешней средой решаются на уровне холдинга. Кроме того, в большинстве случаев российские холдинги уже имеют некую стратегию и пытаются более-менее последовательно воплощать ее в жизнь. Соответственно, и инновационный процесс на таких предприятиях носит более логичный характер.
Один из интересных примеров последовательной инновационной политики мы увидели в группе предприятий "ГОТЭК", которая является одним из крупнейших в России производителей упаковочной тары.
Группа предприятий "ГОТЭК" состоит из управляющей компании "ГОТЭК-инвест" и нескольких предприятий, производящих различные виды упаковки. Говорит генеральный директор компании "ГОТЭК" Юрий Владимирович Алпеев: ""Понимая тенденции развития наших потребителей, в определенный момент перед нами встали вопросы, какие ГОТЭК будет выпускать продукты, как они будут отличаться от тех продуктов, которые уже есть на рынке. И мы начали искать упаковку, отличную от той, которая была на рынке. Изучили зарубежный опыт, требования к упаковке транснациональных компаний, рассмотрели возможности поставщиков, сопоставили с тем, что предлагалось тогда на рынке, наложили на текущую конъюнктуру и получили некий образ, видение будущей упаковки. После этого вышли к потребителям и предложили, например, мы изготовим ящик с печатью и конструкцией, который отличае