Я думаю, что объяснять, что такое «граффити» большинству жителей крупных городов нет необходимости. Бомберы, т.е. те, кто непосредственно занимается «наскальными росписями», как правило, докучают представителям муниципалитета, достаточно часто разрисовывая места вовсе не предназначенные для этого. Впрочем, докучают они не только городским властям, но и жителям или владельцам зданий, которые они «украшают».
Однако, как говорит пословица, и на старуху бывает проруха. В некоторых городах усилия «рисователей» стали использовать «в мирных целях». Причем, новшество стали применять совсем не в столицах, а в провинциальных городках. Так в одном из них бомберов стали использовать для… рекламы.
Наскальные росписи
Мне, например, попалась реклама небольшого продовольственного рынка, размещенная на стене с использованием услуг бомберов. Конечно, техника граффити при этом была несколько нарушена, поскольку надписи пришлось сделать более понятными для населения (что не предусматривается понятием), но вышло довольно неплохо. При этом «читабельность» текста только добавила рекламе привлекательности. Изображены были превосходный окорок, мешок с крупой, несколько вязанок колбасы, аппетитная курочка и еще множество «провиянта». При этом нарисовано было довольно искусно и, как говорится, с душой. Отдельно расположены овощи и фрукты, а также остальные «гастрономические премудрости». Изображены реалистично и вполне узнаваемо.
В общем, привлекательность рекламы не вызывала сомнения и было заметно, что внимание на нее обращают гораздо больше, чем на расположенные рядом, но уже ставшие привычными биллборды.
Подножные средства
В другой торговой точке решили такую инициативу подхватить, но несколько видоизменить и… стали рекламироваться на асфальте. Опять же с помощью бомберов. Надо сказать, что это прием применялся некоторыми предпринимателями и раньше, но о нем незаслуженно забыли.
Мне встретились 2 варианта современной «напольной» рекламы. В первом случае она принадлежала обувному магазину и была выполнена в форме следов. К магазину вели стилизованные следы босых ног, а от него – обутых. При этом с каждым шагом появлялись новые «мысли» отражающие суть товара, продаваемого конкретно в этом магазине.
Таким образом, покупателя буквально подводили к магазину и от этого достаточно трудно отделаться.
Во втором случае на асфальте располагалась реклама спиртного. Причем не просто «какой-нибудь» водки, а отменного коньяка достаточно известной марки. Надо сказать, что рисунок был выполнен настолько технично, а сюжет был настолько продуман, что не смотря на мою «устойчивость к рекламному воздействию» (как я полагал до этого») мне захотелось зайти в магазин и купить именно этот коньяк. Таким образам схема рекламного воздействия (AIDA) сработала с минимальными затратами и практически моментально. Это ли не свидетельство эффективности рекламы?
Откровенно говоря, я не выяснял, каким образом регистрировалась эта реклама, и во сколько обошлось ее изготовление. Можно предположить, что во втором случае «асфальторекламы», равно как ив случае рекламы рынка, изготовление могло быть оплачено бартерным расчетом, т.е. продуктами или спиртным (хотя прямая оплата спиртными напитками законодательством, мягко говоря, не поощряется). Но это только мои предположения, а не официальные данные. Есть, конечно, риск, что Бомберы могут просто не справиться с поставленными задачами, но, как правило, «наскальными росписями» занимаются хоть и не профессионалы, но ребята талантливые. Используемая краска (чаще всего – из аэрозольных баллончиков) сохнет быстро, особенно в летнее время, и обладает достаточно высокой устойчивостью, так что ее применение в рекламных целях можно считать оправданным.
Даже не знаю, отнестись к граффити-рекламе как к новому явлению или только как к поиску новых путей, но, надо полагать, что эта форма рекламы тоже имеет право на существование.
Мне интересно, что вы думаете по этому поводу и встречались ли вы с проявлением использования «энергии бомберов в мирных целях».