завершено первое в истории белорусского интернет анкетирование пользователей, организованное агентством интернет-рекламы «Медиареклама» (www.mediareklama.com) и ставившее своей целью создание их достоверного коллективного портрета, а также выяснение того, что их, прежде всего, интересует в сети.
Оказалось, что организаторы этого мероприятия и большая часть принявших в нем участие пользователей (47,8%), сочли опрос хорошей затеей и с интересом ожидали его результатов.
Благодаря размещению анкет на веб-сайтах различной тематики с целью учета мнения непересекающихся аудиторий и полученным за время проведения опроса 3780 анкетам, что, по разным оценкам, составляет 3,5%-4,5% от всех пользователей интернет в Беларуси, можно утверждать, что полученные результаты более чем достоверны.
Так что, переходим сразу к обзору полученных ответов.На сегодняшний день подавляющее большинство (82,5%) пользователей белорусского интернет не принадлежат к прекрасной половине человечества.
Как и следовало ожидать, 79,6% опрошенных проживают в Минске, 9,3% — в городах областного подчинения, 6,4% — в областных центрах, 1,6% — в селах и поселках, а 3,1% живут за пределами Беларуси.
По возрасту, принявшие участие в анкетировании, распределились следующим образом:
| до 14 лет | 1,4% |
| 14-19 | 26,4% |
| 19-22 | 28,9% |
| 22-30 | 27,6% |
| 30-45 | 12,9% |
| старше 45 | 2,7% |
Как видно, большинство белорусских пользователей интернет молоды и поэтому лишь 26,5% из них уже создали семьи.
Молодость белорусских пользователей и то, что самое лучшее у них еще впереди, подтверждают и данные опроса по уровню материального положения. Так, уровень получаемых доходов 38,3% опрошенных расценили, как «хватающий на питание и одежду», 36,2% — «только на питание», у 18,6% после удовлетворения этих нужд «еще и остается», а вот 6,9% уже достигли того уровня, когда им не приходится себе ни в чем отказывать. При этом, 44,6% респондентов сами оплачивают свой доступ в интернет, для 26,9% это делает организация, в которой они работают, 19,2% — родители, а 9,4% не знают, кто оплачивает их доступ в интернет, но сами они этого не делают.
Ответы на вопросы о наличии автомобиля, мобильного телефона, пейджера и банковской пластиковой карты, очевидно, свидетельствуют о том, что пользователи белорусского интернет представляют собой зарождающийся средний класс, стремятся к лидерству, умеют ценить время и хотят много достичь. При сравнительно невысоком уровне доходов, 31,1% опрошенных имеют автомобиль, 20,9% — пейджер, 13,4% — мобильный телефон, 16,9% осуществляют расчеты с помощью банковской пластиковой карты.
Учитывая молодость большинства пользователей, радует их высокий образовательный уровень. Так, по результатам опроса, 34,7% имеют высшее, 36,4% — незаконченное высшее, 10% — среднее специальное, 18,8% — среднее образование.
Причем, большинство из опрошенных владеют иностранными языками:
| Английским | 76,5% |
| Немецким | 16,3% |
| Французским | 8,9% |
| испанским | 3,5% |
| Итальянским | 2,3% |
| Другими | 14,1% |
| Не владеют | 13,2% |
| Двумя и более | 14,5% |
Результаты опроса по возрастному и образовательному составу косвенно подтверждаются и социальным статусом пользователей. 39,1% составляют студенты, 29,7% — служащие и специалисты, по 5% — предприниматели и руководители, 13,6% — школьники, 2,7% — рабочие, 0,7% — безработные, 0,6% — домохозяйки, 0,4% — пенсионеры и 3,2% не отнесли себя ни к одной из перечисленных групп.
Чем занимаются, в каких областях деятельности трудятся участники опроса:
| IT/компьютеры/связь | 42,2% |
| здоровье, медицина, спорт, образование и наука | 10,5% |
| государственная служба | 7,4% |
| в промышленности | 7,3% |
| финансы, страхование, юриспруденция и консалтинг | 7,1% |
| в торговле | 5,4% |
| в СМИ, культуре и искусстве | 4,6% |
| сфере обслуживания | 2,5% |
| в сельском хозяйстве | 1,1% |
| в других областях | 11,7% |
При этом, как утверждают опрошенные, у 51,6% из них основная деятельность лишь отчасти связана, у 24,7% — не связана совсем, а у 23,7% — непосредственно связана с интернет.
По результатам опроса, белорусских пользователей в Сети интересует:
| компьютерная тематика | 23,2% |
| новости | 19,2% |
| развлечения | 19,1% |
| интернет тематика | 8,1% |
| электронная коммерция | 5,2% |
| культура и искусство | 4,4% |
| поиск работы | 3,9% |
| спорт, здоровье и медицина | 3,8% |
| погода, отдых и путешествия | 1,8% |
| другое | 11,4% |
При этом, 25,9% пользователей предпочитают посещать белорусские ресурсы интернет ежедневно, 39% — регулярно, 2-3 раза в неделю, 22,3% — не реже 1 раза в неделю, 8,2% — реже чем раз в месяц, а 4,6% вообще их не посещают.
большая часть (58%) опрошенных выходят в интернет из дома, 32,3% — с работы или учебы, 7,5% — от друзей и знакомых, а 2,3% — из интернет-кафе и других пунктов коллективного доступа.
43% пользуются интернет ежедневно, 39,6% — регулярно, не менее 2-3 раз в неделю, 12% — редко, реже одного раза в неделю, 3,1% — реже, чем 1 раз в месяц, а 2,3% используют интернет только для отправки и получения e-mail корреспонденции.
Для 62,8% пользователей обычный сеанс в интернет длится менее получаса, для 17% — продолжается 1-3 часа, для 12,9% — полчаса-час, а 7,3% — проводят в интернет более 3-х часов за один сеанс.
19,9% опрошенных делали покупки в белорусских интернет-магазинах и им это понравилось, 3,1% совершают такие покупки 1-2 раза в месяц, а 1,8% регулярно. 5,5% остались недовольны услугами интернет-магазинов, а 69,8% — еще не пробовали делать покупки online.
Опрошенные пользуются услугами следующих провайдеров:
| беспарольный Белпак | 47,2% |
| парольный Белпак | 8,2% |
| Открытый контакт | 7,1% |
| Деловая Сеть | 5,8% |
| Соло | 5,1% |
| Юнибел | 4,9% |
| БелИнфоНет | 4,1% |
| Анитекс | 3,3% |
| Network Systems | 3% |
| БасНет | 1,1% |
| Золотой Талер провайдер | 0,6% |
| Авилинк | 0,3% |
| БелинтернетПейдж | 0,2% |
| Global One Bel | 0,1% |
| Услугами других провайдеров | 8,9% |
Таковы общие результаты проведенного анкетирования, знаменующего начало летописи пользователей белорусского интернет. Кроме этого, полученные ответы позволили собрать, анализируемый в настоящее время, бесценный материал для определения наиболее перспективных направлений для развития бизнеса в интернет.
Благодаря полученной информации клиенты АИР «Медиареклама» смогут получить четкие и обоснованные рекомендации и медиапланы для проведения своих рекламных кампаний в белорусском интернет, что сделает их рекламу более эффективной и экономной.
Призы от официального спонсора акции — интернет-провайдера белорусско-английского СП «Деловая Сеть» (www.bn.by) по результатам розыгрыша достались следующим участникам опроса:
Белявский Максим Анатольевич — интернет-карта на 3 часа
Колесникович Светлана Антоновна — интернет-карта на 10 часов
Лозинский Александр Владимирович — интернет-карта-пакет «Ночной Плюс»
Приложение — подробные данные анкетирования
| Пол | ||
| 1) | мужчины | 82,5% |
| женщины | 17,5% | |
| Возраст | ||
| 2) | до 14 лет | 1,4% |
| 14-19 | 26,4% | |
| 19-22 | 28,9% | |
| 22-30 | 27,6% | |
| 30-45 | 12,9% | |
| старше 45 | 2,7% | |
| Семейное положение | ||
| 3) | женат/замужем | 26,5% |
| холост/не замужем | 73,5% | |
| Образование | ||
| 4) | среднее | 18,8% |
| среднее специальное | 10,0% | |
| незаконченное высшее | 36,4% | |
| высшее | 34,7% | |
| Знание иностранных языков | ||
| 5) | английский | 76,5% |
| немецкий | 16,3% | |
| французский | 8,9% | |
| испанский | 3,5% | |
| итальянский | 2,3% | |
| другими | 14,1% | |
| не владею иностранными языками | 13,2% | |
| владеют 2 и более иностранными языками | 14,5% | |
| Уровень доходов | ||
| 6) | только на питание | 36,2% |
| на питание и одежду | 38,3% | |
| на все необходимое и еще остается | 18,6% | |
| не испытываю финансовых ограничений | 6,9% | |
| География проживания | ||
| 7) | в столице | 79,6% |
| в областном центре | 6,4% | |
| в городе | 9,3% | |
| в селе, поселке | 1,6% | |
| я живу не в Беларуси | 3,1% | |
| Область работы/учебы | ||
| 8) | IT, компьютеры, связь | 42,2% |
| государственная служба | 7,4% | |
| здоровье, медицина, спорт, образование и наука | 10,5% | |
| средства массовой информации, культура и искусство | 4,6% | |
| промышленность | 7,3% | |
| сельское хозяйство | 1,1% | |
| торговля | 5,4% | |
| финансы и страхование, юриспруденция, консалтинг | 7,1% | |
| сфера обслуживания | 2,5% | |
| другая | 11,7% | |
| Социальный статус | ||
| 9) | школьник | 13,6% |
| студент | 39,1% | |
| служащий, специалист | 29,7% | |
| руководитель | 5,0% | |
| предприниматель | 5,0% | |
| рабочий | 2,7% | |
| пенсионер | 0,4% | |
| безработный | 0,7% | |
| домохозяйка | 0,6% | |
| другой | 3,2% | |
| Место подключения | ||
| 10) | по месту работы или учебы | 32,3% |
| дома | 58,0% | |
| в интернет-кафе | 2,3% | |
| где получится, у знакомого и т.д. | 7,5% | |
| Оплата доступа в интернет | ||
| 11) | я сам (сама) | 44,6% |
| мои родители | 19,2% | |
| организация, в которой я работаю | 26,9% | |
| не знаю, никогда за него не платил | 9,4% | |
| Как часто пользуется интернет | ||
| 12) | каждый день | 43,0% |
| регулярно, 2-3 раза в неделю | 39,6% | |
| редко, реже одного раза в неделю | 12,0% | |
| реже чем 1 раз в месяц | 3,1% | |
| использую сеть только для отправки/приема почты | 2,3% | |
| Обычно сеанс длится | ||
| 13) | до получаса | 62,8% |
| полчаса — час | 12,9% | |
| 1-3 часа | 17,0% | |
| более 3-х часов | 7,3% | |
| Основной провайдер | ||
| 14) | беспарольный Белпак | 47,2% |
| парольный Белпак | 8,2% | |
| Анитекс | 3,3% | |
| БелИнфоНет | 4,1% | |
| Деловая Сеть | 5,8% | |
| Соло | 5,1% | |
| Network Systems | 3,0% | |
| Золотой Талер провайдер | 0,6% | |
| Открытый контакт | 7,1% | |
| БелинтернетПейдж | 0,2% | |
| Авилинк | 0,3% | |
| Юнибел | 4,9% | |
| БасНет | 1,1% | |
| Global One Bel | 0,1% | |
| другой | 8,9% | |
| Что интересует в интернет | ||
| 15) | новости | 19,2% |
| погода, отдых и путешествия | 1,8% | |
| культура и искусство | 4,4% | |
| поиск работы | 3,9% | |
| спорт, здоровье и медицина | 3,8% | |
| компьютерная тематика | 23,2% | |
| интернет тематика | 8,1% | |
| электронная коммерция | 5,2% | |
| развлечения | 19,1% | |
| другое | 11,4% | |
| Связана ли работа с интернет | ||
| 16) | связана | 23,7% |
| отчасти связана | 51,6% | |
| не связана совсем | 24,7% | |
| Частота посещения белорусскх веб-сайтов | ||
| 17) | каждый день | 25,9% |
| регулярно, 2-3 раза в неделю | 39,0% | |
| редко, реже 1-го раза в неделю | 22,3% | |
| реже чем 1 раз в месяц | 8,2% | |
| вообще не посещаю | 4,6% | |
| Покупки в белорусских интернет-магазинах | ||
| 18) | делал, понравилось | 19,9% |
| делал, не понравилось | 5,5% | |
| делаю покупки 1-2 раза в месяц | 3,1% | |
| делаю покупки регулярно | 1,8% | |
| не делал | 69,8% | |
| Пейджер | ||
| 19) | есть | 20,9% |
| нет | 79,1% | |
| Мобильный телефон | ||
| 20) | есть | 13,4% |
| нет | 86,6% | |
| Автомобиль | ||
| 21) | есть | 31,1% |
| нет | 68,9% | |
| Кредитная карта | ||
| 22) | есть | 16,9% |
| нет | 83,1% | |
| Почему принял участие в опросе | ||
| 23) | хочется получить приз | 29,6% |
| интересно было бы узнать его результаты | 22,9% | |
| посчитал этот опрос хорошей затеей | 24,9% | |
| есть свободное время | 22,5% |