Автор статьи:
Cтатья подготовлена на основе исследования, проведенного автором в феврале 2000
Хост-провайдеры выполняют роль грунтовщиков холста, на который впоследствии будет нанесена картина вебсайта. На первый взгляд – не слишком почетная миссия. Но технологическая составляющая интернета столь важна, что форма часто определяет размах крыльев для творческого полета сайтостроителей. И задают ее хост-провайдеры, компании, на серверах которых лежат гигабайты страниц, мегабиты пикселей и россыпи скриптов. О них мы и поговорим.
Компании, которые сдают в аренду виртуальные офисы, участки для заселения гражданского населения, можно условно разделить на две большие категории: предоставляющие свои услуги за деньги и делающие тоже самое, но бесплатно. Во всяком случае, бесплатно для арендаторов, что, впрочем, так же не столь однозначно.
Если с первой группой хост-провайдеров вроде бы все понятно, то очертить четкий круг для второй группы (наш обзор посвящен русскому сектору интернета) достаточно проблематично. Дело в том, что конкуренция на ниве “бесплатного” хост-провайдинга не носит выраженного регионального или национального характера. Если при заключении договора с обычным хост-провайдером нахождение его офиса в одном городе с заказчиком имеет вес (скорее в силу стереотипов мышления), то в случае предоставления услуг free-hosting, при которых юридически провайдер в любом случае “всегда прав” и может отказать любому клиенту независимо от дислокации последнего, то и границы перестают играть какое-либо значение. Вся процедура размещения своего сайта занимает пару минут и для этого даже не надо вставать из-за стола. Конечно, удобнее заполнять анкеты и регистрационные формы на родном языке, но я возьму на себя смелость утверждать, что это не останавливает отечественных создателей сайтов от использования заморских услуг данного вида. Во-первых, использование типовых форм и минимум вопросов при регистрации делает доступным регистрацию даже тем, кто владеет английским языком. Во-вторых, в наших родных сетях существуют сотни страничек, на которых подробно описаны процедуры регистрации и даны сравнительные характеристики “бесплатных” провайдеров.
Во многом наше сегодняшнее исследование будет повторять предыдущее, опубликованное в прошлом номере журнала и посвященное провайдерам услуг интернет. Не секрет, что все ISP стандартно предлагают услуги хостинга, оно и понятно: хорошие каналы, большие технические мощности плюс простота в маркетинговой политике: потенциальные клиенты сами каждый день заходят на сайт провайдера. Каталог Яndex&List.RU (www.yandex.ru) насчитывает 379 провайдеров. В разделе “Хостинг” находятся только 70 компаний. Но вот в дизайн-студий насчитывается более тысячи – 1055. Очевидно, что большинство компаний, занимающихся разработкой сайтов и веб-дизайном имеют собственные сервера. Но даже те, кто размещают сайты заказчиком у своих провайдеров так же представляют для нас интерес. Но и это еще не все. Поиск по ключевым словам (хост, host) в рубрике “Бесплатный сыр” принес результат в 1328 страниц, на которых говориться о хостинге второго типа, о котором мы говорили выше. Как Вы понимаете, это всего лишь страницы, посвященные этой теме, а не сами провайдеры этих услуг. Но в том-то и дело, что исключительность ситуации заключается в том, что для человека, ведущего поиск бесплатного места под свои странички не имеет значения, кто стоит за страничкой, ссылка с которой привела его к результату: компания или частное лицо.
Простой поиск по словам-ключам хостинг, hosting и им подобным говорит нам о более чем полумиллионе страниц в русской части интернета, посвященным нашей теме.
Выявить интерес потенциальных пользователей услугами хост-провайдеров мы попробуем на основе индекса соответствия, полученного на основе анализа таблицы наиболее популярных запросов к поисковой системе. Напомню, что индекс определяется как соотношение “Документов в базе / Количество запросов” и отражает отношение представленных в Сети материалов к общему количеству соответствующих им запросу. Результаты сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
Слово-запрос | Процент от общего числа слов в запросах | индекс соответствия(<Документов в базе / Количество запросов>) |
free | 4.26 | 2.8 |
интернет | 3.73 | 2.3 |
chat | 3.2 | 0.9 |
сервер | 2.24 | 4.67 |
server | 1.84 | 9.1 |
Релевантность поиска нужной нам информации по этим словам невысока, можно утверждать что лишь небольшая часть людей из группы, задавших поиск по слову “free”, искала бесплатный хостинг. Тем не менее, в этой таблице вы видите слова-ключи, результат поиска по которым дал хотя бы одну ссылку на ресурс интересного нам профиля на первой же странице.
Попробуем проанализировать все приведенные выше данные и дать некую сводную характеристику рынку хост-провайдинга в России. Компаний такого рода много, размещение веб-сайтов предлагают практически все фирмы, так или иначе связанные с созданием, продвижением сайтов, сетевой рекламой или “сидящие” на мощных каналах связи. Мы их насчитали порядка полутора тысячи, не считаю компаний, предлагающих дисковой пространство на своих серверах бесплатно. Хост-провайдеры ведут мудрую маркетинговую политику, выходя на целевые рынки через уже сформированные группы потенциальных клиентов. Отличительной чертой этих компаний является активная реклама в сети (относительно сайтов других профилей), участие в баннерных сетях, регистрация в различных рубрикаторах и сетевых каталогах. В зависимости от выбранной маркетинговой стратегии эти компании занимают различные ниши на рынке: одни работают на строго очерченных региональных рынках (с клиентами, покупающими доступ к интернет, например), другие позиционируют себя как on-line поставщики услуг, предоставляющие свои услуги только дистанционно на всех стадиях работы с клиентом.
Судя по всему, большой интерес вызывают именно поставщики бесплатных услуг. Далеко не все их клиенты представляют интерес для хост-провайдеров первого типа, но среди пользователей этих услуг много и тех, кого привлекла простота в организации собственного представительства в сети, это тема для размышлений тем, кто продает эти услуги.
Впервые опубликовано в журнале Мир интернет