Автор статьи: Вирин Федор
Утро начинается с анализа статистики: «Что произошло за вчерашний день? Нет ли каких-либо сложностей? Все ли работает?». Беглый взгляд на графики распределения — все в порядке, никаких отклонений, все работает, как часы. Можно заниматься текущими делами. Начинаем разбирать почту:
большинство людей используют статистические данные для решения прикладных задач, в нашем случае — это анализ посещаемости сайта, анализ прохождения рекламной кампании, анализ поведения потребителей. В этой ситуации необходимо уметь быстро оценивать статистические выкладки, чтобы не тратить много времени на ежедневный анализ, но при этом всегда быть в курсе событий. Здесь, как и в курсе математического анализа, на помощь придет знание стандартных графиков распределения.
Стандартные графики распределения показывают аудиторные тенденции, слабо изменяющиеся по времени. Так, например, мы знаем, что примерно половина аудитории сайта приходится на Москву и ее область, следовательно, график посещаемости сайта по часам будет подчиняться, в основном, московскому времени. Подобные стандартные графики можно построить практически по всем параметрам аудитории, которые не зависят от рекламной активности сайта.
Знание стандартных графиков распределения аудитории позволяет быстро оценить положение дел на сайте, так как любое значительное отклонение (девиация) от этих графиков подразумевает какое-то событие. Знание стандартных графиков позволяет вам получить общую картину за считанные секунды, и заниматься дальнейшей их разработкой только в случае наличия серьезных отклонений. Сами по себе девиации — это очень интересная тема и в проекте «Глобальная статистика» у нас ей отведена целая рубрика интересные тенденции. Ниже же описаны наиболее важные стандартные графики с небольшими пояснениями к каждому из них.
Все стандартные графики определяются общими социальными тенденциями и теми общими параметрами аудитории, которые не изменяются или мало изменяются с течением времени; отклонение от них — есть признак неестественности. Так, например, очевидно, что люди предпочитают работать днем, развлекаться тем или иным способом — вечером, а ночью — спать. Все это отражается на статистических графиках и может быть очень легко прослежено даже при неглубоком исследовании.
В настоящей серии статей отражены те стандартные графики распределения, которые чаще всего требуются для повседневной работы. Изменение этих графиков с течением времени крайне незначительно или равно нулю, тем не менее, мы осуществляем постоянный мониторинг Сети, в том числе и на предмет изменения стандартных графиков, поэтому в случае их заметного изменения, данные в статье будут немедленно обновлены.
Посещение сайтов по времени суток
Этот набор графиков зависит, во-первых, от общей тематики сайта, а, во-вторых, от географии его аудитории. В целом, если сайт не нацелен исключительно на региональную аудиторию (что встречается относительно редко), то распределение его аудитории будет совпадать с общим региональным разбросом по всему Рунету, который, в свою очередь, на 50% состоит из москвичей. В идеальном случае, если бы аудитория интернета была бы равномерно распределена по всем часовым поясам, график посещаемости выглядел бы как прямая, горизонтальная линия, однако, на практике, мы сталкиваемся с тем, что вклад московской аудитории слишком велик, а следовательно, график соответствует ритму жизни среднего человека, проживающего в поясе +3 GMT.
Необходимо отметить также, что темпы роста аудитории интернета в двух столицах не уступают темпам роста аудитории в регионах, поэтому показанные на графиках тенденции в ближайшее время не изменятся. Более того, региональные коррекции графиков приобретают все меньшее значение.
1. Деловые сайты
На графике отчетливо виден взлет посещаемости в районе 9-10 часов — время прихода на работу большинства офисных служащих. Чуть попозже, в 11-12 часов, подтягиваются любящие поспать сотрудники и сотрудники со свободным графиком; здесь кривая достигает своего пика и медленно идет на спад. В районе 18-19 часов заканчивается рабочий день, и вместе с ним активность на деловом сайте, сотрудники собираются и идут домой. То небольшое количество посетителей, которые наблюдаются на сайте в течение «нерабочего времени» — это пользователи других часовых поясов, а также те, кто сидит в офисах до полуночи.
Характерная особенность графика — колоссальная разница дневной и ночной посещаемости, которая в отдельных случаях может достигать нескольких порядков. Это объясняется тем, что аудитория деловых и особенно финансовых сайтов может состоять на 70-80% из москвичей и питерцев, так как именно здесь сосредоточена практически вся деловая активность страны. Второй важной чертой графика является наличие ярко выраженных подъема и спада в начале и конце рабочего дня. Это показывает относительно малый интерес к деловым сайтам у домашних пользователей, что вполне закономерно.
Если мы имеем дело с узкотематической информационной страницей, которая представляет строго детерминированную информацию, например, курс доллара, или курсы акций, то график ее посещаемости может иметь значительно более узкий и высокий пик. Оно и понятно — владельцу магазина не нужно каждый час заходить на справочно-информационный сайт, чтобы узнать, по какому курсу пересчитывать цены, он это сделает один раз при открытии магазина.
2. интернет-СМИ
Стандартный график для новостных ресурсов выглядит иначе, чем для деловых и финансовых — он более сглажен, более равномерен в течение всех суток. Очевидно, что пользователи интересуются новостями не только на работе, но и дома. Значительный подъем в течение рабочего времени объясняется тем, что количество пользователей, имеющих подключение к интернету из дома и при этом не имеющих таковой на работе — незначительно. Также мы можем видеть, что разница между ночной и дневной посещаемостью сайта составляет не порядки, как в предыдущем случае, а разы. Характерной особенностью графика остается провал на уровне 2-6 часов, когда количество пользователей в интернете минимально. Любопытно также наличие небольшого пика на уровне 5-6 часов вечера — люди смотрят новости перед уходом домой.
3. Развлекательные сайты
Стандартный график распределения посещаемости в течение суток развлекательных сайтов ничего обнадеживающего нам не показывает — люди с большим удовольствием рассматривают голых теток и читают анекдоты, вместо того, чтобы работать. Потом тем же самым они занимаются дома.
Характерной особенностью графика является смещенный пик — он приходится на 14-15 часов, когда почта разобрана и срочные распоряжения начальства выполнены, возможно, здесь играет роль и обеденный перерыв, приходящийся часто на это же время. Другой важной чертой является очень высокий вечерний показатель, в отличие от новостей, он к 22-23 часам поднимается (посещаемость новостей снижается, так как все важное за день уже произошло).
4. Контент-ресурсы
Под общим названием контент-ресурсы объединены все информационные сайты, которые не относятся к новостным или финансово-деловым ресурсам. Это библиотеки, справочники, архивы статей и пр. Их общий график сильно напоминает график СМИ, но на нем заметны более значительные перепады активности по времени. Также характерна высокая ночная активность.
Отличительной особенностью графика является относительно небольшой спад в предутренние часы, что связано с тем, что многие пользователи именно в это время скачивают контент-сайты на винт, чтобы потом в спокойной обстановке их детально изучить, не заботясь о стоимости времени в Сети.
5. Магазины
Виртуальные магазины уже перестали быть экзотикой и большинство пользователей интернета имеет опыт покупок через сеть. Бесплатная доставка и низкие цены делают виртуальную торговлю весьма привлекательной для покупателей.
На графике усредненной пользовательской активности видно, что большинство пользователей интернета заходят в магазины, опять таки, в рабочее время. Довольно высок и вечерний уровень посещаемости, но после полуночи он практически моментально скатывается до нуля. Активность пользователей вечером, по всей видимости, объясняется необходимостью посоветоваться с домашними при совершении той или иной покупки. Кроме того, целевая аудитория виртуальный магазинов чаще имеет подключение как из дома, так и с работы, в отличие от среднего по сети. хорошо заметен пик в послеобеденное время — поев, люди становятся благодушнее и легче развязывают свои кошелььки.
6. Накрутка
Я думаю, не будет ни для кого откровением, что существует немало ресурсов, которые нечестными способами увеличивают показания счетчиков. Система интернет-статистики SpyLOG проводит постоянный мониторинг зарегистрированных сайтов для вычисления и отстранения от участия в рейтинге сайтов-накрутчиков. Умениеотличить накрутчика от нормального сайта будет полезно, в первую очередь, рекламодателю при планировании рекламной кампании, а также может быть использовано при обмене ссылками. Действительно, если вы меняетесь ссылками с мошенником, то вы просто теряете место на своем сайте, место, отведенное под кнопку обманщика.
Графики накрутчиков не обязательно совпадают с вышеприведенным, но наличие подобной кривой — яркий пример мошенничества. Очевидно, что если сайт так хорошо посещают ночью, то его будут еще активнее посещать днем, особенно, если это не порноресурс (кстати, у последних график очень похож на общий для развлекательных узлов, только пик смещен еще дальше вправо), следовательно, этот график неестественен (это как раз и есть девиация), то есть искусственен.
Посещение сайтов по дням недели
Посещаемость сайта по дням недели — это такая же жесткая тенденция, как и посещаемость по часам. Она продиктована общим объемом русскоязычных пользователей и устоявшимся графиком деловой активности в течение недели.
В отличие от посещаемости сайта по часам в течение дня, усредненная посещаемость по дням недели уже не зависит от географического разброса пользователей, зато усиливается его зависимость от тематики сайта. Так, например, деловые сайты, особенно представляющие биржевую информацию, информацию о курсе доллара и пр., могут иметь в выходные посещаемость близкую к нулевой, в то время как для контент-ресурсов посещаемость падает пропорционально количеству подключенных пользователей. Динамика посещений пользователей по дням поможет вам при планировании рекламных и анонсирующих акций, а также в аудиторной работе.
Поскольку динамика посещаемости ресурса в течение недели мало зависит от географического разброса аудитории, то и графики этой серии будут более похожими друг на друга. Практически все они выглядят следующим образом: ровная посещаемость в течение недели со спадом в ее конце, причем различаться будет, в основном, именно величина спада кривой на выходных.
1. Деловые сайты
Как и большинство офлайновых структур, деловые сайты «не работают» в выходные. На самом деле, они, конечно, работают, но пользовательская активность на них при этом приближается к нулю. Важно, что такое распределение обусловлено не только нахождением людей в офисах, но и тем, что деловые операции в выходные крайне затруднены — не работают банки, в офисе нет секретарши, которая может ответить на телефонные звонки, не с кем вести переговоры и пр. Все вышесказанное наглядно демонстрируется нижеприведенным графиком.
2. интернет-СМИ
Усредненный график посещаемости по дням недели в категории интернет-СМИ показывает нам классическое распределение по дням. именно на этот график можно ориентироваться при оценки посещаемости собственного сайта.
Характерными чертами графика является почти ровная посещаемость в течение недели и резкий спад в несколько раз на выходных. Если смотреть на график посещаемости за несколько недель, то он так и будет выглядеть своеобразной ровной гребенкой. Падение посещаемости на выходных прямо пропорционально количеству людей, имеющих в этот день доступ в интернет. Некоторые разногласия с реальными цифрами обусловлены тем, что кто-то по воскресеньям сидит на работе, а кто-то не хочет тратить собственные деньги на изучение новостей в Сети, когда это можно сделать бесплатно по телевизору. В целом же, можно говорить, что в выходные в сети в 5-7 раз меньше пользователей, чем в рабочие дни.
3. Развлекательные ресурсы
Когда смотришь на статистические распределения в группе развлекательных ресурсов, то создается ощущение, что у либо все пользователи ходят на работу по выходным, либо у всех есть подключение к интернету из дома — настолько мало относительное падение посещаемости в выходные. Небольшое падение графика в среду показывает на то, что в середине недели все же немного времени уделяется работе, но, в целом, цифры запредельные.
Чуть-чуть иначе выглядит распределение для сайтов, на которых нет картинок (например, анекдоты, истории и пр.). Для их изучения требуется немного более интеллектуальных ресурсов человека, поэтому и популярностью они пользуются меньшей, и в воскресенье их посещают реже. Для них график распределения будет выглядеть следующим образом:
Обратите внимание, что небольшой провал в среду-четверг также наблюдается.
4. Контент-ресурсы
Если не считать тенденции общего спада кривой к концу недели, то график посещаемости контент-ресурсов очень похож на предыдущий (хотя абсолютные цифры всегда в несколько раз меньше). Тот же провал в среду-четверг, обратный подъем в пятницу и плавный спад в выходные. Разница между наибольшими и наименьшими значениями составляет не более 2-3 раз, если, конечно, продвижением ресурса вообще занимаются.
Правомочно может возникнуть вопрос, а как же я говорил, что разница между количеством пользователей по будням и выходным составляет 5-7 раз, а на графиках развлекательных и контент-сайтов этого не заметно. Что ж, это вполне естественно, так как у кого-то все-таки есть совесть, и он не тратит драгоценное рабочее время на просмотр комиксов и чтение анекдотов, предпочитая заниматься этим дома.
5. Магазины
Как я уже говорил, график распределения посещаемости интернет-СМИ по дням недели можно считать эталонным, так как он отражает общие аудиторные тенденции в Рунете. Поэтому не удивительно, что очень похожую картину мы видим в категории «виртуальные магазины»: та же ровная линеечка в будни и небольшой спад в выходные. Отклонения наблюдаются только в относительной величине этого спада, но как я уже писал в разделе по часовой посещаемости: среди целевой аудитории интернет-магазинов значительно больший процент пользователей имеет домашнее подключение одновременно с рабочим. именно поэтому и спад на графике меньше, чем в СМИ, целевая аудитория которых значительно шире и охватывает все пространство Рунета.
6. игровые сайты
График посещаемости игровых сайтов очень напоминает график посещаемости развлекательных ресурсов в целом. Оно и неудивительно, так как аудитория этих ресурсов очень сильно пересекается. Обратите внимание, что в четверг мы наблюдаем отчетливый провал на графике, любопытно, но именно на этот день недели приходится пик деловой активности сети.\