Автор статьи:
Тема поведения женщин в интернете, перспективности привлечения покупательниц в сетевые магазины обращала на себя внимание, пожалуй, с момента появления интернета как такового. Мы предлагаем вашему внимаю обзор, охватывающий большой временной интервал и имеющий широкие географические рамки. В фокусе нашего внимания – активность женской аудитории интернета, динамика развития покупательского интереса, подтвержденная рядом экспертных оценок.
Статистика свидетельствует: женщины с увлечением отвоевывают себе новые позиции в киберпространстве. интернет используют, хотя и на свой лад, все больше представительниц прекрасного пола, причем делают они это подчас лучше мужчин. Результаты исследования, проведенного по заказу журнала Business Week, показывают, что за период с 1995 по 1997 год число женщин, использующих интернет, увеличивалось с 23% до 41% (в конце 1999 года этот показатель составил почти 50%). Опрос, который провела компания Louis Harris&Associates, охватил 1000 американских семей. Оказалось, что интернет использует 21% их взрослых членов, а еще 12% прибегают к помощи коммерческих интерактивных служб. При том, что подавляющее большинство респондентов используют интернет для поиска информации, 21% женщин-пользователей сети признались, что они часто играют в интерактивные игры, а среди мужчин таких оказалось только 9%. Наряду с опросом для Business Week, собственное исследование провела и коммерческая сеть Interactive Coupon Network (ICN), которая занимается распространением купонов и рекламных предложений через Web-узел Coolsavings. По результатам исследования, 52% ее зарегистрированных клиентов – женщины. Опрос показал, что женщины – самые требовательные клиенты интернета. За потраченное при пользовании Web время они хотят получить конкретные результаты. Интересно, что, по данным исследования для Business Week, наименее популярное времяпрепровождение у респондентов – это совершение через сеть покупок, причем только 1% участников опроса покупают что-либо таким способом регулярно, и лишь 9% – время от времени. Кроме того, получены предварительные результаты всеамериканского сетевого опроса (Great American Net Test, www.nettest.mci.com), проведенного компанией MCI Communications для определения уровня подготовленности пользователей Web. Эти результаты говорят о том, что женщины имеют небольшое преимущество перед мужчинами: они лучше ориентируются среди бесчисленного множества Web-узлов. За первые 72 часа в опросе MCI приняли участие 0,5 чел. Оказалось, что женщины набрали в среднем 80,88 очков, в то время как мужчины – 80,15.
Тем не менее более значительная часть пользователей интерактивных служб (17,8 млн.- по данным на конец 1997 года) составляют мужчины. На долю женщин приходятся 9,9 млн. Это говорит о том, что в World Wide Web недостаточно информации, ориентированной на женщин. “Web не станет средством массовой информации, пока число женщин-пользователей Web не сравняется с числом мужчин”, – сказал Питер Клементе, один из директоров Find/SVP. исследования показывают, что из 9 млн., отказавшихся работать в интернете, большая часть – женщины.
А вот мнение специалиста, делающего основную ставку вбизнесе именно на женскую аудиторию интернета. Карин Мария Шертлер, основательница немецкого женского сайта онлайнового общения webgrrls.de: “Для женщин в знании того, как это функционирует нет ничего захватывающего; главное, что интернет может облегчить их жизнь”.
Ее слова прекрасно иллюстрируются результатами последних опросов. Так, согласно данным Общества по изучению потребления и средств информации (Gesellschaft fur Konsum- und Medienforschung, GfK), немецкие фрау уже освоили онлайн-банкинг, они покупают в сети все – от косметики до литературы, заказывают туристические путевки и т. п. Для их подруг из США стал уже само собой разумеющимся поиск через интернет няни или обмен в чатах богатым жизненным опытом. Ханна Айзингер, одна из основательниц виртуального магазина Beautynet.de, считает, что предложения в немецком онлайновом пространстве будут развиваться в направлении, аналогичном американскому. На сегодня в Beautynet ежедневно “заскакивает на огонек” около 3000 посетительниц, из них 80% в золотом покупательском возрасте от 20 до 35 лет. Как подтверждает электронная переписка, все они прежде всего высоко ценят возможность спокойно ознакомиться с товарами без временного прессинга. Кроме того, для работающих женщин или для занятых дома матерей безусловно огромным преимуществом является круглосуточный режим работы онлайновых супермаркетов, что в реалиях “нормальной” немецкой жизни, с ее жесткой государственной регламентацией открытия и закрытия магазинов, весьма удобно. “большинство покупательниц, – считает Айзингер, – используют для покупок время обеденного перерыва или поздние вечерние часы”. Что касается структуры покупательского спроса, то 2/3женского интереса сосредоточены на покупке одежды. Надо заметить, что причина этого во многом кроется в неразвитости торговли прочими товарами. “Такие отделы, как “все для дома” или “пищевые продукты”, появились в Сети лишь с недавних пор”, – заметила Айзингер.
В настоящее время, по данным GfK, около3 млн. немецких женщин ежедневно проводят в интернете как минимум 2 часа. 1/5 часть из них совершает в сети покупки. Помимо “эксплуатации” чисто покупательской активности, присущей дамам как бы по определению, первые шаги делают и другие проекты, направленные на расширение женского присутствия во всех сферах жизни. Например, вышеупомянутый сайт Webgrrls поставил во главу угла обмен профессиональной информацией, связанной с ИТ-областью, и деловыми идеями в женской сетевой аудитории, а сайт Investorin.de пытается прежде всего привлечь женщин к активной биржевой деятельности. Подобные проекты дают женщинам возможность поделиться наболевшим, обсудить как специфические проблемы слабого пола, так и общие вопросы, связанные, скажем, с воспитанием детей или со способами лечения тех или иных болезней, получить грамотную консультацию, а иногда и просто излить накопившиеся эмоции (например, на специальном сайте для разведенных).
И все же проблемы более широкого привлечения слабого пола в сеть по-прежнему довольно остры. Несмотря на растущий интерес женщин к интернету, их численность в сетевом сообществе Германии составляет на сегодняшний день лишь 23% от общего числа посетителей. “Всемирная паутина” смогла завоевать прекрасную половину человечества в качестве носителя и потребителя информации, но доля женщин, занятых в свехперспективной ИТ-отрасли, пугающе мала и имеет при этом тревожную тенденцию к дальнейшему снижению. Например, лишь 4% получающих профессиональное образование в области системотехники и электроники -женщины. Потянулись прочь из информатики и студентки: за 20 лет количество первокурсниц на университетских кафедрах снизилось с 20 до 15%. Средний же показатель присутствия женщин в ИТ-отрасли ФРГ равен 13,6%.
Подведем итог всему вышесказанному. Эксперты достаточно сильно расходятся в оценках активности женщин в Web, подчас их мнения противоречивы. Тем не менее просматривается единая линия постепенного роста интереса к сети со стороны прекрасного пола, поэтапное увеличение числа покупательниц в интернете, актуальность развития новых стратегий электронной коммерции, ориентированных на женскую аудиторию.
По материалам: PC Week (www.pcweek.ru), Computerworld (www.osp.ru/cw), LTI Daily News, Службы новостей IDG.