Автор статьи:
Для анализа выделим две тенденции, направляющие развитие российского
рынка телекоммуникаций:
- Реструктуризация телекоммуникаций внутри России, которая выражается
в переходе от 85 региональных к 7 крупным межрегиональным компаниям
федерального уровня, для которых структуры управления, финансовый менеджмент,
технологии и маркетинг имеют свои особенности. - Изменения телекоммуникационного бизнеса на международной арене, вызванные
изменениями в используемых технологиях, предлагаемых продуктах и концепциях
услуг, изменениями в бизнес-моделях и в конкурентной структуре рынка.
Международные телекоммуникационные компании проделали огромный путь в
развитии своего бизнеса в отношении технологий, менеджмента, финансов
и маркетинга, и трансформирующимся сегодня российским телекомам нельзя
не воспользоваться возможностями, которые предоставляет изучение этого
опыта. В некоторых случаях это будет означать, что новый российский рынок
перепрыгнет через промежуточные технологии, продукты, услуги и бизнес-модели,
работавшие в западных национальных и частных телекоммуникационных компаниях
в 1970-1990 гг. В других случаях, выявится потребность в крупных целевых
инвестициях в создание и развитие широкополосных сетей и цифровых сетей
общего доступа. Разумеется, этого сложно достичь без стройной, высоко
мотивированной и глобально ориентированной культуры менеджмента. И эта
культура, в свою очередь, должна быть поддержана высокопроизводительной,
подробной и, что важно, осмысленной системой финансовой отчетности и управления.
В телекоммуникационной отрасли как определения того, что такое успех,
так и факторы, определяющие эту успешность, быстро эволюционируют. В контексте
быстрых приливов и отливов такие старые компании, как British, France
или Deutsche Telecom, могут войти в фазу спада, тем временем как компании
подобные Worldcom резко вырасти до лидирующих позиций, чтобы затем с большим
шумом обрушиться!
Основные тенденции, определяющие эти быстрые изменения в масштабе глобальных
рынков, а также задачи, стоящие перед отраслью, включают в себя:
- масштабное развертывание оборудования для сетей общего доступа от
таких производителей как Northern Telecom, Alcatel, Ericsson, Siemens,
and Mitel, - широкое использование частных АТС клиентами телекоммуникационных
компаний, - развертывание сложных сетей мультиплексирования, пакетной коммутации,
ISDN, использование таких новых технологий, как ADSL, - развитие широкополосных сетей на основе оптоволоконных сетей,
- наводнение международного рынка дешевыми высокоемкими сетями на основе
этих технологий, - развитие услуг с высокой добавленной стоимостью на основе проводящих
биты телекоммуникационных сетей, - волна новых маркетинговых продуктов, например телефонные карточки
с использованием смарт-карт, freecall-номера, оптовая продажа сетевой
емкости, глобальный хаббинг трафика колл-сервисов и т.д., - сближение телекоммуникаций и компьютера, особенно в интернет-приложениях,
- дальнейшее широкое распространение on-line мира,
- возможность для компаний отрасли вытеснить банки, которые являются
главными операторами многофункциональных транзакционных сетей; в этом
сегменте до сих пор доминируют приложения для банкоматов и розничных
кассовых терминалов, но сегодня есть движение в сторону более универсальных
и, соответственно, совместно используемых приложений, - предстоящее сближение телевидения и телекоммуникаций, над которыми
сегодня работают такие компании-пионеры как Sky, Star, Canal + и другие, - создание сетей с поддержкой смарт-карт, использующих шифрование с
открытым ключом для идентификации пользователя, - смещение телекоммуникационного трафика от голоса, через данные и
изображение к коммерческим транзакциям on-line,
Тенденции, характерные для внутреннего российского рынка телекоммуникаций,
в первую очередь связаны с его относительной неразвитостью и отставанием
от мирового телекома и включают в себя:
- рост рынка виртуальных частных сетей для корпоративных клиентов,
- рост рынка обработки финансовых транзакций в розничной торговле,
а также необходимость возникновения процессинговых компаний в существующей
цепочке добавленной стоимости, - ‘виртуальная Россия’ на корпоративном и потребительском уровнях,
- интеграция использования фиксированной и мобильной связи,
- развитие новых технологий в российских телекоммуникациях, таких как
технологии компании Sunflower Technologies.
Перечисленные тенденции и инновации навязывают телекоммуникационным компаниям
проведение серьезных изменений в существующих методах ведения бизнеса
и оставляют им мало времени для создания новых подходов и предложений.
Перечисленные тенденции требуют от менеджмента российских телекомов изменения
самого себя. Сегодня их менеджмент должен быть:
- чрезвычайно подвижными и хорошо информированным,
- способным принимать и реализовывать ответственные решения, основанные
на тщательном диагностическом анализе технологической и продуктовой
эволюции рынка, - иметь доступ к инвестиционному финансированию, основанному на надежных
финансовых моделях продаж / затрат / маржи.
Мы не сильно исказим реальную ситуацию, если скажем, что на сегодняшний
день эта новая динамичная культура менеджмента на глобальных рынках находится
в стадии становления, и, соответственно, сегодня не существует детально
описанных систем и процедур, как не существует и готовых решений. Для
управленческих команд российских телекомов это означает, прежде всего,
что создание и развитие динамичной философии управления, подвижной команды
и нового образа действий является решающим фактором достижения успеха
в этой отрасли.
Первоисточник – www.altrc.ru