Автор статьи: Белов Артем
Одной из важнейших задач российских химических компаний является создание эффективно функционирующих конкурентоспособных бизнесов. Следствием этого процесса станет повышение стоимости компаний.
Какой должна быть стратегия этих компаний и какие факторы будут определять будущую стоимость компаний?
Российская и мировая химическая промышленность: тенденции и перспективы
Анализ мировых тенденций в химической промышленности показывает, что в настоящий момент российские компании, работающие в химической отрасли, имеют хороший потенциал для развития.
Ужесточение экологических норм, высокая стоимость рабочей силы и энергоресурсов в развитых странах, определяет тенденцию переноса производства продуктов базовой химии в страны с более либеральным законодательством и низкой стоимостью ресурсов, к которым относится и Россия.
Параллельно идет процесс модернизации уже существующих производств в развитых странах с переходом на более безопасные и эффективные технологии, а также специализация компаний, работающих в развитых странах, на продуктах с высокой добавленной стоимостью.
Наличие в России производственных мощностей, низкая стоимость ресурсов, наличие более или менее квалифицированного персонала, а также либеральное экологическое законодательство, создают возможности для развития в России эффективных химических компаний.
Предпосылки формулирования стратегии химических компаний
Учет страновых аспектов конкуренции на мировом химическом рынке, заставляет ведущие мировые компании корректировать свою стратегию: традиционная для химических компаний стратегия, основанная на эффективном управлении активами и минимизации издержек, постепенно вытесняется стратегией, основанной на эффективном управлении know-how и навыками, которыми обладает компания и эффективным использованием внутреннего потенциала компаний.
Фактором, который определяет такое развитие событий, является усиливающаяся конкуренция со стороны производителей из Юго-Восточной Азии. В течение ближайших 3-5 лет страны Юго-Восточной Азии будут ориентированы на насыщение внутреннего спроса, однако, в дальнейшем станут основными конкурентами, как мировых лидеров, так и российских компаний.
Типовые бизнес-модели химических компаний
1. Для химической отрасли не характерно развитие небольших компаний. успешные небольшие компании (до 500 млн – 1 млрд USD) концентрируются на развитии продуктов с высокой добавленной стоимостью. Эффективные компании с оборотом до 1 млрд. USD часто не имеют собственного производства продуктов базовой химии.
2. Наиболее успешны в настоящий момент компании, производящие продукты с высокой добавленной стоимостью (фармацевтика, пластмассы и т.д.);
Пример (компании, работающие на рынке хлорной химии)
1. Концентрируясь на развитии хлорпотребляющих производств, компании позиционируют хлорную химию как центр прибыли для группы, что характеризуется:
- Низкими вложениями в НшокР, сконцентрированными на повышении операционной эффективности хлорного бизнеса;
- НшокР координируется под задачи производств с высокой добавленной стоимостью;
- Бизнес-единицы выделяются по продуктово-технологическому принципу.
2. Концентрируясь на развития продуктов с высокой добавленной стоимостью, предприятия рассматриваются хлорный бизнес как полноценное направление развития, что характеризуется:
- Выделением бизнес-единиц по продуктово-рыночному принципу;
- Концентрацией на продуктах с высокой добавленной стоимостью;
- Концентрацией на разработке новых, прорывных технологий.
Возможности и угрозы развития российской химической промышленности
Возможности
1. Значительная емкость российского рынка, динамичное развитие рынка;
2. хорошие экспортные возможности и возможности импортозамещения;
3. Высокий барьер на вход в отрасль – высокая трудоемкость и длительный период окупаемости проектов;
Угрозы
1. Угроза ужесточения экологического законодательства;
2. Угроза ограничения экспортных поставок на традиционные рынки, например, введение пошлин на экспорт суспензионного ПВХ в Китай;
3. Угроза роста себестоимости производимой прод
укции: в 1,5 раза за 5 лет;
4. Угроза роста импорта в Россию продуктов хлорной химии;
5. Угроза создания в России производств с высокой добавленной стоимостью европейскими компаниями, например, создание СП Solvay – Каустик (Волгоград);
6. Изношенность основных фондов и значительный объем инвестиций, необходимых для модернизации производства.
Российская химия в поисках успешной стратегии и повышения стоимости
Успех российских компаний на рынке и их стоимость во многом будут определяться тем, какую стратегию они будут реализовывать. Опыт успешных западных компаний показывает, что в основе эффективной стратегии в современных условиях должны лежать следующие базовые принципы:
- Изменение бизнес-модели
- Развитие "венчурных" направлений деятельности
- Поиск новых технологий, "создание" рынков
- Активное использование внутренних ресурсов, в том числе нематериальных
- Более широкое участие в цепочке создания добавленной стоимости
Фактором, который будет способствовать успешному развитию российских компаний, является интеграция компаний, что позволит более эффективно управлять активами, что, в свою очередь, приведет к сокращению издержек производства. Аналогичный процесс наблюдался в мировой химии на протяжении 80-90х годов. Интеграция позволит сохранить конкурентоспособность компаний в кратко- и среднесрочной перспективе по продуктам базовой химии. Будут созданы предпосылки для развития производств продуктов с высокой добавленной стоимостью, что обеспечит конкурентоспособность российских компаний в долгосрочной перспективе. Развитие продуктов с высокой добавленной стоимостью позволит нивелировать эффект повышения себестоимости производства при росте стоимости ресурсов.
Первоисточник – www.altrc.ru