Автор статьи: Красникова Мария
Чтобы повысить стоимость своего бизнеса, российские предприниматели все чаще занимаются упорядочиванием своих активов.
Реструктуризацию компании проводили всегда – пять, десять лет назад, будут проводить и впредь. Но если раньше российские промышленники воспринимали реструктуризацию лишь как набор кровавых методов антикризисного управления (сокращение издержек, массовые увольнения), то теперь видят в ней эффективный способ создания и приумножения стоимости компании. Магистральных направлений роста капитализации два. Первое – корпоративное управление, и в этом россияне добились определенных успехов. Второе – реструктуризация компании. именно с точки зрения роста капитализации теперь рассматриваются почти все структурные изменения бизнеса. Яркое подтверждение растущего интереса к этому направлению – по суммарному обороту рынка слияний и поглощений Россия в 2003 году вышла на первое место в Центральной и Восточной Европе: на ее долю пришлось более 50% всех сделок.
Среди мотивов, подвигающих наших предпринимателей заняться реструктуризацией, есть и такой, как стремление зафиксировать свои достижения, получить возможность передать оперативное управление наемным менеджерам или вовсе выйти из бизнеса. Как рассказывает управляющий партнер компании "Про-инвест консалтинг" Александр Идрисов, "у нас значительное число клиентов – это собственники, ориентированные на создание стоимости и повышение ликвидности своего бизнеса. Они строят свой бизнес так, что, если вдруг им придется уйти, они уйдут из этого бизнеса не с пустым карманом, а с хорошими деньгами".
Дисконт за диверсификацию.
Единого рецепта реструктуризации не существует. В рамках исследования, предпринятого рейтинговым агентством "Эксперт РА" (отчет об исследовании "Влияние реструктуризации на стоимость компании" будет опубликован на сайте www.raexpert.ru после обсуждения на конференции "Эксперт РА" 20 мая 2004 года.), было проведено более десятка углубленных интервью с ведущими специалистами по реструктуризации компаний – как с топ-менеджерами, так и с консультантами. Разброс рекомендаций поражает воображение. От элементарных требований по подготовке аудированной финансовой отчетности до радикальных вариантов увольнения всего менеджмента компании и сокращения втрое численности персонала. По мнению представителя Ernst & Young Олега Данилина, выбор методов реструктуризации зависит прежде всего от стратегии компании. А еще от таких факторов, как "масштаб компании и географическое положение ее подразделений, это во-первых. Во-вторых – структура компании, как организационная, так и юридическая. И в-третьих – направления деятельности, которыми занимается компания: является она монопродуктовой или структура ее производства диверсифицирована".
На важность фактора "специализация/диверсифицированность" указывают почти все наши респонденты. И неудивительно. Инвесторы, и отечественные, и зарубежные, настороженно относятся к конгломератам. По словам Михаила Бройтмана, директора управления инвестиционно-банковской деятельности ИК "Тройка Диалог", "считается, что многопрофильная компания на рынке всегда торгуется с дисконтом. Инвесторы не хотят покупать, условно говоря, акции группы, которая владеет и пивоварнями, и металлургическим комбинатом одновременно. Им непонятно, как оценивать эти акции". Столь же негативно воспринимаются инвестиционным сообществом и сделки, цель которых – диверсификация компании за счет приобретения активов в новой отрасли.
"Глубокая специализация имеет ряд преимуществ, – объясняет директор отдела сопровождения сделок с капиталом PricewaterhouseCoopers Сергей Базоев, – главное из них – высокое качество продукции. Посмотрите на итальянскую промышленность, там большинство компаний узко специализированы. В свое время они закупали у нас электродвигатели без валов. И наши поставщики очень удивлялись, как можно поставлять электродвигатель без вала? А в Италии валы просто не были нужны, потому что у самих итальянцев были десятки производителей валов разной модификации и очень высокого качества. Правда, чтобы прийти к такой специализации, Италии потребовалось почти двести лет".
Американский бизнес т