Автор статьи: Кадыев Т.Р.
Управление и революция
Экспроприация экспроприаторов, осуществленная большевиками после прихода к власти в результате октябрьского переворота в 1917 году, открыла чистую страницу в принципах и подходах к формированию систем управления экономикой и отдельными предприятиями в условиях обобществления средств производства. большевистское государство нуждалось в поиске инструментов реализации провозглашенной политики государственного регулирования экономики – как на макроуровне, так и на уровне отдельных предприятий.
Поиск увенчался успехом – решение "навеяло" самим тоталитаризмом системы и всем имевшимся к моменту выхода из гражданской войны опытом. Пройдя путь от министерств-комиссариатов, государственная машина создала новый инструмент управления – Госплан. Реализующий государственное регулирование в форме жесткого межотраслевого перераспределения, этот инструмент по сути своей был неким аналогом Генерального штаба Красной армии, своего рода "ставкой" экономического фронта. Здесь решались вопросы что, кому, сколько, где и для кого производить. Здесь выделялись ресурсы – деньги, люди, время.
Все элементы общества являются продолжением политики государства, и отдельные предприятия – не исключение. На уровне микроэкономики также был применен испытанный военный принцип – единоначалие директора под надзором комиссара. Правда, в отличие от армии, таких "комиссаров" было несколько.
Во-первых, наличие в период, далекий от коммунизма, системы денежного обращения требовало организации финансового надзора за деятельностью первого лица предприятия. Такой надзор осуществлял бухгалтер, находящийся, в свою очередь, под контролем по линии Минфина. именно по этой причине существовало требование подчиненности главного бухгалтера директору предприятия, дошедшее даже до наших времен.
Во-вторых, военный принцип ротации кадров – партийных назначений на посты руководителей предприятий, – требовал контроля над некомпетентностью руководителя. Такой контроль осуществлял Главный инженер, также контролировавшийся по линии министерства или главка.
И, конечно же, в-третьих, был реальный комиссар – секретарь партийной организации. Он контролировал всех и вся на предмет идеологической лояльности к власти. Подчиняясь, по сути, исключительно промышленному отделу райкома, он был проводником "направляющей" силы – партии Ленина (впрочем, как и Сталина) в отдельно взятом предприятии.
истоки традиций
Но пристрастие к тотальному планированию и жизни по установленному распорядку имеет более глубокие корни, нежели это кажется на первый взгляд. С петровских времен Россию приучали к новым для нее устоям, основой которых был немецкий образ жизни. Без немецкого влияния немыслима российская государственность – с восемнадцатого века царствующая династия и добрая часть чиновничества была немецкой. Знание немецкого было условием продвижения по службе, и язык нашей бюрократии срисован с немецких канцеляризмов. Импортировались и политические веяния, не только государственные, но и антигосударственные. Русская социал-демократия, от идей до печатных станков – плод немецкой культуры.
Как среднее, так и высшее светское образование в России с самого начала строилось в основном на немецкой системе обучения. В ее основе лежали жесткие и обязательные программы, обязательное посещение студентами всех курсов лекций и других видов занятий. Понуждаемое необходимостью расширения образования, правительство России в восемнадцатом веке открывает специальные школы – шляхетские и кадетские корпуса, инженерные, морские, горные, медицинские, ремесленные и другие учебные заведения. Основной направленностью этих заведений была подготовка квалифицированных кадров, специализировавшихся в узких предметных областях.
Наверное, единственным исключением был Московский университет. Демократические идеи Ломоносова хотя и не были реализованы полностью, но определили иной, новый для России тип обучения – универсальные знания. Важной особенностью организации учебного процесса в университете являлось применение таких методов преподавания как наблюдение, опыт, эксперимент, что способствовало более прочному усвоению учебно