Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
YouTube 151 Подписчики
Telegram 241 Подписчики
VK 0 Подписчиков
Маркетер
Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Управление и организация бизнеса

Искусство вязать узлы

  • 25.04.2005

Автор статьи: Кром Елена

Одна из главных управленческих задач петербургских компаний — добиться четкой связи между стратегическими, тактическими и текущими целями.

Знаете, когда в компании наступает кризис? — спросил корреспондента "Эксперта С-З" один из топ-менеджеров и сам ответил: — В тотмомент, когда у нее либо вообще нет целей, либо прежние цели достигнуты, а новых не появилось". Если это утверждение верно, то верно и то, что практически весь отечественный и, в частности, петербургский бизнес находится в кризисе.

Знакомясь с практикой ведущих компаний в рамках проекта "Петербургский менеджмент: модели роста — 2005" (первую публикацию проекта см. в ?12 от 28 марта 2005 года), мы с удивлением обнаружили: в ряде фирм, где еще год назад существовали четко сформулированные долгосрочные цели, сейчас такие формулировки отсутствуют. Эта ситуация связана не с тем, что бизнес деградирует, а, напротив, с накоплением опыта: развиваясь, компании переосмысливают ранее поставленные задачи. "Мы порой такую глупость писали в стратегических планах, что сейчас сами удивляемся, какими были дураками", — заметил участник проекта, чье имя, по понятным соображениям, мы не уточняем.

Более корректно описал проблему генеральный директор холдинга RBI (девелопмент и строительство) Эдуард Тиктинский. "раньше мы очень сильно увлекались стратегическим планированием: закрепили в документах долгосрочные цели, разработали план их реализации, — рассказывает Тиктинский, — но это была иллюзия спланированного развития. События внутри компании и за ее пределами развивались иначе, чем мы написали".

Таким образом, кризис целей, который мы упомянули, можно считать кризисом взросления бизнеса, то есть позитивным явлением. Руководители фирм прощаются с иллюзиями, откладывая бесполезные стратегические документы, и пытаются заново сформулировать свои задачи, зачастую пока в голове, без фиксации в меморандумах. Еще важнее, что компании постепенно осознают: необходимо обеспечить связь между стратегическими целями, тактическими среднесрочными задачами, годовыми целями всей компании и работой каждого сотрудника. Попутно надо разрешить ряд дилемм, которые неизбежно возникают в процессе постановки целей, и речь о них пойдет дальше.

Поскольку целью нашего проекта является, главным образом, поиск позитивного опыта, мы рассматриваем компании, где указанные связи в той или иной степени установлены. Если говорить о петербургском бизнесе в целом, то чаще встречаются ситуации, когда фирмы только начинают размышлять о том, как могут выглядеть их целевые системы. Тут есть над чем подумать: эти системы, если они осмысленны и гармоничны, становятся моделями устойчивого развития компаний. Такой результат стоит потраченного времени.

Тактические преимущества
С точки зрения теории менеджмента, не возникает вопросов, как должна в общих чертах выглядеть система целей. Сначала у акционеров (или топ-менеджеров) формируется видение — представление об образе компании, к которому нужно стремиться. С ним прямо связаны стратегические цели: их достижение позволяет в итоге соответствовать этому образу. Стратегические цели, естественно, являются долгосрочными (ставятся минимум на 10 лет вперед). Только после них следуют среднесрочные тактические цели (более узкие, описывающие конкретные шаги компании) и далее — операционные задачи на текущий год. Однако жизнь сложнее схемы, и в практике российских компаний существует реальный выбор: какие цели, стратегические или тактические, нужно брать за основу?

Сразу можно констатировать: сегодня в отечественном бизнесе чаще являются базовыми тактические задачи, что отчасти обусловлено растущей неопределенностью рынков. Так, генеральный директор пивоваренной компании "Вена" Петр Чернышов честно отметил: "Мы формулируем цели только на текущий и следующий годы. Я не буду лукавить, говоря, что мы понимаем развитие рынка и, соответственно, логику наших действий на пять и более лет вперед. Не надо преувеличивать свои возможности". Напомним, что цели, поставленные на короткий период, по определению являются тактическими, и добавим: рыночная неопределенность — не единственная причина подхода, который мы наблюдаем

Алексей Волков

Предыдущий материал
  • Авторские права, интеллектуальная собственность

Судьба объектов интеллектуальной собственности в российском сегмент

  • 22.04.2005
  • Алексей Волков
Read More
Следующий материал
  • Проектирование

404 — страшнейшая ошибка

  • 25.04.2005
  • Dvorak Dzhon
Read More
Вас также может заинтересовать
Read More
  • Управление и организация бизнеса

Как юристы тормозят бизнес

  • Владимир Беляев
  • 30.08.2024
Read More
  • Менеджмент в сфере услуг

5-55: История компании

  • Алексей Волков
  • 01.03.2023
Read More
  • Функциональное управление

Метод измерения сильных сторон личности — VIA Classification of Strengths and Virtues

  • olsun
  • 05.07.2010
Read More
  • Функциональное управление

Этапы получения банковского кредита

  • olsun
  • 28.06.2010
Read More
  • Функциональное управление

Принципы и формы банковских кредитов. Их преимущества и недостатки.

  • olsun
  • 28.06.2010
Read More
  • Функциональное управление

Секреты успешного делового общения в тезисах.

  • olsun
  • 25.06.2010
Read More
  • Бюджетирование

Заполнение книги учета доходов и расходов.

  • olsun
  • 22.06.2010
Read More
  • Управление и организация бизнеса

Отчетность по МСФО быстро и без ошибок благодаря новому продукту «ИНТАЛЕВ»

  • Алексей Волков
  • 20.01.2010

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Свежие посты
  • Дайджест постов Сергея Людкевича
    • 12.09.24
  • Как юристы тормозят бизнес
    • 30.08.24
  • Продвижение оптовых кампаний в Яндекс Директ
    • 06.03.24
  • Cарафанное радио
    • 13.01.24
  • 5-55: История компании
    • 01.03.23
Маркетер
  • О проекте
  • Информационное спонсорство
  • Рекламным агентствам
  • Ссылки
(с) ООО "Маркетер". Официальный сайт. Маркетер: Статьи про рекламу, маркетинг, public relations, интернет

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter