Автор статьи: Фирсов Юрий
Для успешного управления предприятием необходимы 4 набора диагностического
инструментария: базовая финансовая информация, информация о производительности,
информация о ключевых знаниях, (компетентности) и информация о распределении
ресурсов (П.Друкер).
Экономический анализ – самый старый и наиболее широко используемый
из диагностических инструментов менеджмента.
Здесь весь набор коэффициентов финансового анализа можно уподобить
стандартному набору показателей, которые врач проверяет при стандартном обследовании
(весь, пульс, температура, давление и т.д.) Если все показатели в норме, то
никакой информации они не несут. Отклонения от нормы показывают наличие неких
проблем. И вот тут появляется работа для аналитика, который должен выявить
эти проблемы, чтобы топ-менеджмент смог устранить их.
Сравнительный анализ производительности – это сравнение показателей
производительности данного предприятия с самыми высокими показателями в отрасли
и в мире. Задача аналитика в данном случае – собрать данные по компаниям-лидерам.
Другой метод анализа производительности – экономический анализ добавленной стоимости.
Этот анализ показывает, какие товары, операции, услуги отличаются высокой производительностью
и значительно увеличивают стоимость.
Методологическая база для измерения и управления исключительной
компетенцией только создается.
Обычно на первом этапе изучается собственная производительность
и производительность конкурентов. Особое внимание уделяется сильным отклонениями
от обычного хода процесса (неожиданным успехам или сильным спадам в тех областях,
где их быть не должно).
Такой анализ требует высокой квалификации аналитиков, но он позволяет
увидеть возможности на ранней стадии их появления.
Питер Друкер указывает, что всем организациям, независимо от их
сферы деятельности, для успеха в новом веке жизненно необходима исключительная компетенция в инновационной деятельности. Здесь эффективность инновационной
деятельности компании определяется в ходе тщательного анализа всех инноваций
в данной отрасли за определенный промежуток времени. Надо определить какие инновации
были успешными, сколько из них принадлежит нашей компании и т.д.
Ну и, естественно, анализ “Затраты – эффективность”. Нет
лучшего способа повысить общую эффективность организации, нежели изучение результатов
капиталовложений и сопоставления их с прогнозами и обещаниями, на основании
которых была выделена требуемая сумма”. (П.Друкер).
Однако, эти четыре вида информации позволяют увидеть только текущее
положение компании. Они определяют тактику.
Стратегия же должна базироваться на систематизированной информации
о внешней среде (вот простор для аналитика!): о рынках, о потребителях, о технологии,
об изменениях в законодательстве и т.д.
Что нужно всегда помнить? Несистематизированная информация – это
просто набор данных. Только определенным образом структурированные данные имеют
смысл. Работа аналитики и состоит в правильном структурировании данных. Для
этого он должен задать ПРАВИЛЬНЫЕ вопросы и сформулировать ПРАВИЛЬНЫЕ гипотезы.
Только анализ ПРАВИЛЬНО структурированных данных можно использовать для принятия
ПРАВИЛЬНЫХ решений о ПРАВИЛЬНЫХ действиях.
Таким образом, в настоящее время, в крупных компаниях работа бизнес-аналитика
(отдела стратегического развития) может быть определена следующим образом:
- составляет при участии топ менеджмента “расписание” процесса стратегического
управления; - координирует поступление информации для стратегического управления, принимает
активное участие в сборе и систематизации информации, имеющий стратегическое
значение (конкурентный анализ и т.д.); - действует как “адвокат дьявола” в отношении потока информации и планов,
представляемых бизнес единицами, функциональными подразделениями и компанией
в целом; - проверяет, являются ли информация и планы полными, отклоняет заведомо нереальные
планы; - осуществляет подготовительную работу для совета директоров, в части анализа
новой бизнес деятельности, в части финансового анализа и т.д.
Ханс Виссема указывает, что в условиях, когда составлялись долгосрочные планы,
бизнес аналитик (ОСП) занимался экстраполяцией цифр; в эру стратегического планирования
– проектированием больших проектов; во времена стратегического управления –
является агентом изменений; в будущем, когда элемент предпринимательства будет
больше, его работа сосредоточится на обеспечении рациональности. Это означает,
что после высшего руководства и совета директоров он будет главным служащим,
представляющим “совесть” компании. Он должен быть уверен в том, что занимает
независимое положение, в случае необходимости должен уметь воспользоваться услугами
внешнего эксперта (консультанта).
Первоисточник исследовательско-консультационная фирма “АЛЬТ”