Психологи установили, что атмосфера, которая уравновешена в цветовом отношении, способна привлекать и создавать творческую атмосферу, успокаивать и улучшать общение людей. Цвет, в принципе, оказывает довольно сильное влияние на психоэмоциональное состояние человека.
Цвет обращается к эмоциям, а не к логике, а именно:
— вызывает психологическую реакцию: подчеркивает качество, чувства, настроение, создают теплую или холодную атмосферу; отражают времена года и т.п.;
— являются мощными оптическими раздражителями положительными или отрицательными;
— ассоциируются с ощущениями;
— пробуждают чувства;
— придают объемность атмосфере и предметам.
Согласно специальным исследованиям, 80% цветов и света воспринимаются нервной системой человека и всего 20% по средству зрения. Между цветовым решением рекламы и естественным восприятием человека существует определенная зависимость. Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.
В то время просмотра хорошего рекламного ролика, пролистывания буклета, разглядывания плакатов, непременно обращается внимание на выразительность цветовой гаммы и пространственные решения. Все должно быть продумано до мельчайших деталей. Все должно быть очень красив и все должно работает на одну цель — привлечь внимание потребителя и заинтересовать рекламируемым продуктом. Цвета и формы способны эмоционально воздействовать на человека.
Цвет может и привлечь и оттолкнуть, вселить чувство комфорта и спокойствия или возбудить и растревожить. Влияние цветов на выбор потребителя иллюстрирует следующий эксперимент. Людям, участвующим в эксперименте, дали продегустировать кофе в четырех чашечках, стоящих возле коробок разных цветов (коричневой, голубой, красной и желтой). Во всех чашках кофе был один и тот же, но дегустирующие этого не знали. Результаты эксперимента были следующими: кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, 75% испытуемым показался слишком сильным, кофе, стоящий рядом с коробкой красного цвета для 85% испытуемых показался самым вкусным и ароматным, практически 100% участников утверждали, что кофе, стоящий рядом с желтой коробкой — слишком слабый, а рядом с голубой – мягкий.
Специалистами были проведены исследования влияния цвета на восприятие человека и ассоциации, которые вызывают цвета у разных национальностей:
• красный: Америка — любовь, Китай — доброта, праздник, удача, Россия — высокая активность, агрессия, борьба, Индия — жизнь;
• желтый: Америка — процветание, Россия — солнечность и разлука, Сирия – смерть, траур, Индия — великолепие, Бразилия — отчаяние;
• зеленый: Америка — надежда, Китай — роскошная жизнь, Индия — мир и надежда;
• голубой: Америка — вера, Индия — правдивость, Китай — траурный цвет;
• синий: Россия — ночной покой;
• фиолетовый: Индия – печаль, утешение, Бразилия — печаль;
• белый: Америка – чистота, мир, Китай — подлость, траур, опасность; Европа — молодость;
• черный: Америка – сложная, чрезвычайная ситуация, Китай – честность.
Самые популярны цвета:
• красный: Россия, Ирак, Мексика, Норвегия;
• оранжевый: Голландия;
• желтый: Китай;
• зеленый: Австрия, Болгария, Мексика, Австралия, Ирландия, Египет;
• голубой: Индия;
• белый: Мексика;
• коричневый: Болгария.
Швейцарский психолог Макс Люшер уделял огромное внимание исследованиям в области влияния цветов на восприятие человека и его психическое состояние. Им было установлено, что каждый цвет способен вызывать у человека совершенно определенные чувства и эмоции.
Например, желто-красная гамма создает чувства взволнованности, активности и нервного возбуждения. А сине-серая цветовая гамма, наоборот, действует успокаивающе. Черный и серый цвета ассоциируются с изысканностью, и высокой культурой. Они, как бы противостоят всей гамме ярких вульгарных цветов. Но в то же время все активнее завоевывают симпатию яркие цвета, как знаки свободы, отдыха и развлечений. Для маркетера важно помнить, что цвет является важным элементом рекламного образа. И успех рекламного проекта во многом зависит от выбранной цветовой гаммы.