Наставничество: возрождаем традиции

Автор статьи:

Вопросы эффективного обучения новых сотрудников и полноценного включения их в коллектив и работу для HR-менеджеров актуальны всегда. Порой тренингов бывает недостаточно, чтобы ввести работника во все тонкости профессии, и тогда на помощь приходит испытанный веками способ.-.наставничество. Своим опытом внедрения системы наставничества делится Светлана САТшевА, руководитель службы персонала московского дивизиона группы компаний «Виктория».

Насущная необходимость

Группа компаний «Виктория» - это сеть супермаркетов и магазинов эконом-класса, оптовые продовольственные склады, производство мясоколбасных изделий и выпуск питьевой воды. Компания активно развивается, а наша розничная сеть в Москве, Подмосковье и Владимире насчитывает более 60 магазинов.

Наставничество - один из наиболее эффективных методов адаптации. Наставник направляет действия нового сотрудника в определенной области, реализуя принцип «Делай, как я!». Наставничество.-.это обучение личным примером, практическая передача профессиональных и иных навыков и знаний от старшего к младшему, от более опытного к менее опытному.

В 2003 году, когда только в Москве было открыто 25 новых магазинов, потребность в привлечении персонала существенно возросла. Основными массовыми вакансиями были вакансии кассиров, продавцов, операторов складского учета, кладовщиков, администраторов, товароведов и управляющих. Нужно было не только полностью укомплектовывать штат каждого нового магазина, но и успевать обучать персонал к открытию торговых залов.

Чтобы облегчить процесс ввода новых сотрудников в должность, в компании был организован отдел обучения и развития персонала. Он был необходим для того, чтобы все новые сотрудники магазинов проходили вводное обучение: тренинг-менеджер давал общую информацию о компании, знакомил с нормами и правилами поведения и далее переходил к должностным обязанностям, рассказывал о специфике работы наших магазинов, закреплял знания, умения и навыки, необходимые для выполнения работы.

Однако такой подготовки для полноценного включения сотрудников в работу было явно недостаточно: вводное обучение занимало 2-3 дня, причем за эти дни новички получали достаточно большой объем информации. В частности, они должны были изучить ассортимент, который в розничном магазине может достигать нескольких тысяч наименований.

Поскольку процесс обучения был поставлен на поток, тренер не мог учитывать адаптационные способности каждого нового работника. Соответственно новички плохо осваивались в компании и увольнялись во время или сразу после испытательного срока. Все это приводило к серьезным временным и финансовым затратам, связанным с новым подбором и обучением персонала. Поэтому нашей компании просто необходимо было звено, которое бы не только обучало новичков, но и способствовало их скорейшей социально-психологической и профессиональной адаптации(-Более подробно об организации процесса адаптации читайте в №.6, 2005.).

Мы решили, что таким звеном в нашей компании станет наставничество, и начали вводить эту систему с сотрудников, работающих на должности кассиров. Должность эта очень ответственная: кассир работает с наличными деньгами и непосредственно контактирует с покупателем. Это требует от него профессионализма и стрессоустойчивости. Осенью 2004 года служба персонала разработала Положение о наставничестве кассиров, регламентирующее эту процедуру: критерии отбора наставника, его обязанности и мотивацию. И система наставничества начала работать. Расскажем подробнее, как именно.

Основные обязанности

Обычно один наставник без ущерба для своей основной деятельности может одновременно обучать одного-двух новичков. В первые дни наставнику необходимо уделять новичку больше половины своего рабочего времени. Позже.-.когда новые сотрудники освоятся в коллективе и компании.-.около трети.

В нашей компании новые сотрудники-кассиры переходят в распоряжение наставника сразу после вводного обучения. Наставник приводит их в торговый зал, в котором они должны будут работать. Там есть что показать и о чем рассказать.-.расположение производственных, служебных и бытовых помещений, непосредственное рабочее место сотрудника, правила внутреннего трудового распорядка. Всем кассирам обязательно выдается униформа, и наставник обязательно рассказывает, где и как ее можно получить.

Период наставничества обычно длится три месяца. Все это время наставник не только обучает новичка, но и изучает его профессиональные и личные качества, делает выводы

На этом же этапе наставник лично знакомит сотрудника с будущими коллегами, что очень важно для скорейшей адаптации. Отдельный обязательный пункт, за который наставник несет персональную ответственность,.-.инструктаж по технике безопасности, пожарной безопасности и соблюдению новыми сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка.

Для того чтобы постепенно ввести нового сотрудника в полноценный режим работы, наставник разрабатывает вместе с ним индивидуальный план на весь период испытательного срока. В этот план могут быть включены конкретные задания с определенным сроком их выполнения и предполагаемым конечным итогом. Обычно кассирам дается задание за неделю освоить порядок сдачи наличности, принятый в магазине. В ходе совместной работы по плану наставник оказывает новому работнику необходимую поддержку, контролирует выполнение заданий, помогает поддерживать деловые взаимоотношения с коллективом и руководителями разных уровней.

Наставник может самостоятельно провести дополнительное обучение кассира, все показать на практике, а после этого контролировать и оценивать выполнение рабочих операций в течение всего адаптационного периода. Адаптационный период, как правило, длится три месяца и равен испытательному сроку. Все это время наставник не только обучает новичка, но и наблюдает за его поведением, изучает его профессиональные и личные качества, делает выводы. За неделю до окончания испытательного срока наставник и управляющий магазином оценивают нового работника и заполняют так называемый лист оценки, в котором содержится заключение о результатах прохождения обучения. Они решают, готов ли кассир к самостоятельной работе, нуждается ли в дополнительном обучении или абсолютно не подходит компании и с ним лучше расстаться.

Система наставничества нужна для того, чтобы...

  • повысить качество подготовки и квалификации персонала;
  • развить у новых сотрудников позитивное отношение к работе, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых компании;
  • сэкономить время руководителей подразделения на обучение новых работников;
  • предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги перед компанией;
  • снизить текучесть кадров, уменьшив количество сотрудников, уволившихся во время и сразу после испытательного срока.

При выборе кандидатов на должность наставника обращайте внимание, какую должность занимает сотрудник, как долго он работает на предприятии и насколько лоялен по отношению к компании

Портрет наставника

Работа наставника очень ответственна. Те сотрудники, которые претендуют на эту должность, должны досконально знать обязанности тех сотрудников, которых они будут обучать, быть доброжелательными и требовательными. большое значение имеет, какую должность занимает сотрудник, как долго он работает на предприятии и насколько лоялен по отношению к компании. В качестве наставников для кассиров обычно выступают старшие кассиры или кассиры, которые успели за время своей работы зарекомендовать себя с лучшей стороны. Как правило, это высококвалифицированные специалисты, которые хотят и могут обучать других людей.

Однако для наставника одних способностей и опыта недостаточно. Кандидаты дополнительно проходят специальное обучение в отделе развития по программе «Наставничество», которая включает в себя изучение положений о наставничестве, программ адаптации и даже основ педагогики.

Мотивация и поощрения

Как и любая дополнительная нагрузка, наставничество должно поощряться. Компенсация трудовых затрат наставника в нашей компании производится из средств бюджета службы персонала в форме доплаты к основной заработной плате. Если новый сотрудник успешно проходит испытательный срок, наставник получает надбавку в размере 5 процентов своей заработной платы. Прежде чем наставник получит материальное вознаграждение, руководитель подразделения и сотрудники отдела персонала должны проконтролировать выполнение наставником своих обязанностей, оценить, как проведено обучение, чьи подопечные успешно прошли испытательный срок.

Кроме материального поощрения для специалиста, выбранного на роль наставника, при

Алексей Волков

0 Комментариев

Нет комментариев!

Пока нет комментариев, но вы можете стать первым, кто прокомментировал данный пост

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.