Автор статьи: Михайлов Игорь
наши постоянные читатели уже знают, что песня Визбора “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались” по традиции знаменует начало очередного Совещания генеральных директоров Межрегиональных маркетинговых центров. Им известно также, что такие совещания происходят ежеквартально и позволяют участникам Системы пообщаться без посредства электронной почты и официального веб-сайта Системы (www.marketcenter.ru), глядя друг другу в глаза и слушая живые человеческие интонации. Здесь рождаются стратегические идеи и проекты документов, которые потом дорабатываются совместно с использованием электронных средств общения: Россия-то велика, и роль современных каналов коммуникации здесь трудно переоценить. Итак, 28 марта с.г. в Москве открылось очередное Совещание генеральных директоров ММЦ.
В своем вступительном слове Елена Емельянова, руководитель проекта “Система ММЦ”, отметила, что принципы самоорганизации и саморегулирования Системы, разработанные Экспертно-координационным советом Системы ММЦ на предыдущем совещании и внедренные за истекший период, принесли свои плоды. Во-первых, сложился солидный пакет “системных проектов” – маркетинговых и коммерческих схем, реализация которых намечена или уже осуществляется во всех или в большинстве регионов, где действуют ММЦ. большая часть этих проектов, помимо чисто коммерческой, имеет важную маркетинговую составляющую, касается ли это создания межрегиональной рекламной сети или разработки эффективной схемы директ-маркетинга. Кроме того, появились “системные клиенты” – компании, “подписавшиеся” на услуги не отдельного ближайшего центра, а Системы как целого. именно ходу выполнения их заказов и была посвящена значительная часть повестки первого дня совещания.
Генеральный директор ММЦ “Москва” Владимир Митраков отметил сохранение высоких темпов количественного роста Системы: за период между совещаниями Межрегиональные маркетинговые центры были зарегистрированы в Алании, Бурятии, Вологде, Карелии, Кирове и Нижнем Новгороде. Парадоксально, но чем меньше Московский фонд поддержки малого предпринимательства субсидирует процесс создания ММЦ, тем больший интерес к участию в Системе проявляют крепкие информационно-маркетинговые компании, и без того прочно закрепившиеся на своих региональных рынках.
Встретившись в конференц-зале Московского городского центра поддержки предпринимательства на следующий день, 29 марта, руководители центров отчитались перед своими коллегами о своей работе по направлениям, признанным общесистемными. Разговор местами был достаточно принципиальным, что, безусловно, должно пойти на пользу Системе в целом, способствовать повышению качества оказываемых ею услуг. Вечером того же дня собравшиеся обменялись мнениями о выявленных предпочтениях клиентов Системы ММЦ, проанализировали итоги взаимодействия с ними. Оказалось, что клиенты проявляют заметный интерес к уникальной услуге Системы – распределенной доставке информации о товарах клиента его потенциальным заказчикам в регионах по принципу “из рук в руки”. Коммерческий директор ММЦ “Москва” Геннадий Аскинази представил новый системный проект: “Служба межрегиональной деловой рекламы и директ-маркетинга на базе Системы ММЦ” и методические материалы по созданию рекламно-маркетинговых агентств полного цикла.
Обсуждались итоги проекта, осуществляемого Системой ММЦ вместе с издательским домом “Оптовик”. наша газета уже информировала читателей о сути этого начинания: однострочные объявления в популярном журнале, помеченные логотипом Системы ММЦ, в обязательном порядке сопровождаются подробной информацией о заявленном продукте/услуге, размещенной в базах данных Системы ММЦ и в офисных библиотеках центров в виде твердых копий. Таким образом, читатель журнала всегда может получить дополнительную информацию о заинтересовавшей его позиции. Эта услуга теперь “раскручивается” во всех регионах, где есть ММЦ, и директора приступили к подведению первых организационных и финансовых итогов. Вместе с тем, был представлен аналогичный проект с другим популярным изданием, о чем мы надеемся рассказать в следующих публикациях.
Участники Системы обсудили итоги совместной маркетинговой работы. Так, усилиями ряда ММЦ проведено маркетинговое исследование рынка кондитерской продукции Ростова-на-Дону. Целевой группой являлись оптовые торговцы этой группы товаров. Результатом стало позиционирование клиентов по цене дистрибьюции, качеству товара, формам сотрудничества с оптовыми фирмами. Проведение исследования позволило скорректировать коммерческое предложение клиента, сделать его адекватным для ростовского рынка. Для ООО “Богучар-М” были исследованы параметры рынка автомобильных аккумуляторов в более чем 30 регионах. По заказу ООО “Бернер & Стаффорд” в 18 регионах было проведено анкетирование предприятий, торгующих новыми и подержанными легковыми автомобилями, автошинами и автоаксессуарами, анализировались региональные рынки услуг в области автосервиса и тюнинга автомобилей.
Игорь Михайлов, руководитель информационной службы Системы ММЦ, рассказал коллегам о проекте корпоративного веб-портала, которым должен стать существующий официальный сайт Системы. В основу концепции будущего ресурса положена принципиально иная бизнес-идея: не столько продажа информации, сколько предложение информационных сервисов. Участники Системы, как и их клиенты, смогут создавать на сайте свои “виртуальные офисы”, включающие “представительскую” часть, почтовые ящики с возможностью настраиваемых рассылок и корпоративное рабочее пространство, доступ к которому будет регулироваться владельцем офиса. Кроме того, пользователи портала смогут в online заказывать специфические услуги Системы ММЦ: например, размещение рекламы в тематических СМИ, выбранных по регионам. Докладчик призвал руководителей и специалистов региональных центров принять участие в совместной разработке проекта будущего портала под эгидой Экспертно-координационного совета.
Участники совещания обсудили предварительные итоги проекта “Разработка и распространение модельных бизнес-планов, направленных на развитие малого предпринимательства в регионах РФ”, поддержка которого осуществляется фондом “Евразия” за счет средств, предоставленных Агентством по Международному Развитию Соединенных Штатов Америки (USAID). Было особо подчеркнуто, что результаты этого проекта – методические материалы и программные разработки – станут эксклюзивной собственностью Межрегиональных маркетинговых центров на местах, в результате чего они смогут оказывать действенную помощь начинающим предпринимателям.
По уже сложившейся традиции, для специалистов ММЦ были организованы семинары. На этот раз их темами были телефонный маркетинг (семинар-тренинг) и комплексный маркетинг продуктов питания в России. Руководили занятиями ведущие специалисты в соответствующих областях, чей профессиональный уровень получил высокую оценку маркетологов ММЦ.
Готовясь к отъезду из Москвы и прощаясь друг с другом в кулуарах совещания, руководители и специалисты Межрегиональных маркетинговых центров отметили общее впечатление от прошедшего мероприятия: с самого начала и до самого конца, 30 марта, разговор шел исключительно о конкретных делах Системы, в цифрах и фактах. Может быть, даже чуть-чуть не хватило времени. Но все, что осталось за рамками, получит развитие в июне этого года, на очередном Совещании генеральных директоров ММЦ.