Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
YouTube 154 Подписчики
Telegram 241 Подписчики
VK 0 Подписчиков
Маркетер
Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Управление и организация бизнеса

Без выбора нет стратегии

  • 18.11.2002

Автор статьи: Сироткин Дмитрий

Настоящую стратегию развития компании невозможно создать без деятельного участиякоманды ее топ-менеджеров.

Все большее число российскихруководителей приходит к заключению, что для обеспечения успешногоразвития их компании необходимо разработать стратегию. Отсутствиетакого документа начинает даже восприниматься как дурной тон. Однакопрактические результаты того, что предприятие наконец-то имеетстратегию, не сильно впечатляют. Оказалось, что появление в компаниислужбы стратегического развития и документа «Стратегия развития до20… года», пылящегося в шкафу директора, и подтвердившегося убежденияпоследнего в том, что жизнь сложнее любой стратегии, вовсе не решаетпроблемы.

Вы ждете, что сейчас я обращуськ директорам-ретроградам с вдохновенной проповедью, где пожурю их застратегию в шкафу и разъясню ее ключевое значение в деле развития ипроцветания компании? Не дождетесь. Консультационный опыт ознакомленияс рядом таких «шкафных» стратегий показал: и хорошо, что они напредприятии, как правило, не были реализованы. Это, впрочем, не снимаетс директоров ответственности за то, что такие бумаги были ими приняты иутверждены.

Обычно в подобные документысведены разнообразные цели, планы, прогнозы и проекты (часто -«хотелки») компании. А их создание обычно отдается топ-менеджерами наоткуп специалистам. Что можно противопоставить такой стратегии длягалочки? Скорее всего, акцент должен быть смещен на разработкустратегии как последовательности решений (выборов), в основу которыхзаложено понимание уникальных позиций и рыночных перспектив компании.Это невозможно сделать без деятельного участия команды топ-менеджеров.

Никак не претендуя на описание»технологии производства стратегии», хотелось бы обозначить рядмоментов, проработка которых обеспечивает больший, нежели описанныйвначале, успех в разработке и реализации стратегии компании.

Альтернатива развития

На практике мы обычносталкиваемся с тем, что задача определения альтернативы развитиякомпании вообще не ставится, а стратегия является просто долгосрочнымпланом предприятия. В лучшем случае имеет место подмена выработкиальтернативы как качественно различных сценариев развития компанииописанием пессимистического, оптимистического и реалистическоговариантов развития. Такие варианты нужны, но не как результат, а каканалитическая база для дальнейшей выработки альтернативы.

Если у вас не возникаетсомнения, какой из разработанных аналитиками вариантов развитиявыбрать, значит, фактически вы и не совершаете выбора. А это значит,что, во-первых, «выброшенными» оказались реальные возможности развитиякомпании, среди которых, возможно, и та, единственно нужная. Аво-вторых, вы внутренне не принимаете на себя ответственность за»выбранный» вариант и его реализацию; и вероятность того, что стратегиябудет пылиться в шкафу, при этом сильно возрастает.

Прорабатываемые стратегическиевозможности обычно не выходят за рамки сложившейся конфигурациибизнеса, рассматривая только рост по тем или иным параметрам(расширение номенклатурного ряда, экспансия в новые регионы и т.д.).

Радикальным результатомпереосмысления своего бизнеса является уход из него и переход в новуюсферу. Обычно такая альтернатива появляется, когда перспективыдальнейшего развития бизнеса оказываются неочевидными или несоответствуют требованиям собственников компании к уровню прибыльности.Например, на стратегические планы ряда ведущих российскихпромышленников серьезное влияние оказал пример немецкой компанииMannesmann, продавшей в 90-е годы свой металлургический бизнес иперешедшей в область телекоммуникаций.

Основной логикой стратегииMannesmann было повышение капитализации компании за счет перехода из»старой», депрессивной отрасли в «молодую», активно растущую. Никакихдругих причин и предпосылок для выбора сферы телекоммуникаций,насколько известно, не было. Это пример успешной инвестиционнойстратегии, которая получила логическое завершение, когда Mannesmann,будучи уже телекоммуникационной компанией, удачно продала свой бизнесанглийской компании Vodafone.

О том, что такое решение нельзярассматривать как безальтернативное, свидетельствует примерметаллургической компании Nucor, совокупная доходность по акциямкоторой в 1975-1990 годах была в 5,16 раза выше, чем в среднем поамериканскому фондовому рынку. При этом Nucor никуда не уходила из»старой» и депрессивной металлургической отрасли.

На примере американскойкомпании Kimberly-Clark, продавшей все свои цел
люлозно-бумажныекомбинаты и сконцентрировавшейся на бизнесе потребительских товаров наоснове бумаги, можно отметить важные различия в логике выбора, казалосьбы, одной и той же стратегии. Компания признала для себя тот неприятныйфакт, что у нее нет реальных перспектив стать лидером на рынке бумаги.Но ее руководители нашли решения, позволявшие стать «номером один» нарынке товаров на основе бумаги, дерзнув потеснить на нем такого»монстра», как Procter&Gamble. Начав с небольшого плацдарма иинвестировав деньги от продажи комбинатов в развитие таких брэндов, какHuggies и Kleenex, через 25 лет компания опередилаProcter&Gamble в шести товарных категориях из восьми.

По-видимому, в приведенныхпримерах действительно переосмыслила свой бизнес и достигласоответствующих стратегических результатов компания Kimberly-Clark, ане компания Mannesmann.

Отказ и системная интеграция

Серьезные трудности частовозникают не только с определением и выбором реальных вариантовразвития, но и с вытекающим из этого выбора последовательным отказом отзадач, проектов, бизнесов, не соответствующих данной альтернативе.Развивать все и сразу — это пока еще типичный образ «идеальной»стратегии развития российских компаний, как «старых», так и «новых».Обратных примеров пока не так много. Например, компания»Вимм-Билль-Данн» осознанно отказалась от собственного пивного бизнеса,сконцентрировавшись на молочных продуктах и соках. Существеннымаргументом при принятии данного решения стало то, что аналогичные попрофилю западные компании не занимаются пивом, в частности компанияDanone в свое время также продала свой пивной бизнес.

Выработка жизнеспособных иконкурирующих между собой возможностей — сложная и творческая задачасистемной интеграции большого объема разнородной информации и задач(целей собственников, рыночных прогнозов, инвестиционных потребностей ит.д.).

Одна из наиболее сложныхпроблем — определение и интеграция в стратегию целей собственников.Регулярно приходится сталкиваться с одной из двух крайностей. Частоцели и интересы собственников компании вообще не находят отражения встратегии или лишь формально декларируются. Может быть, потому, что,согласно «правильному» пути развития, им в течение 10 лет надо активноинвестировать в компанию, ничего при этом не получая взамен?Разработчики стратегии оказываются в тупике, так как либо не имеютпрямого доступа к собственникам и не знают их целей и приоритетов, либоне понимают, каким образом следует учесть (интегрировать) заявленныецели собственников в стратегии. Другая крайность — некритическоевоплощение целей и указаний собственников, вступающих в противоречие срыночными прогнозами или долгосрочным планированием развития компании.

интересы сторон и расчет

«Политический» аспект стратегииспециально прорабатывается пока что в основном в крупных компаниях, отстратегических решений которых зависит уровень занятости и доходовбюджета целых регионов. Интересный пример нетипичного результата,достигнутого в процессе согласования интересов сторон, был приведен наодной из конференций по управлению фирмы «АЛЬТ». Горно-металлургическийхолдинг купил горнодобывающее предприятие. Стратегических возможностейбыло две. Первая: в течение трех лет предприятие вырабатывает залежируд с высоким содержанием металла и приносит холдингу высокую прибыль.После чего закрывается. Вторая: предприятие реализует проектстроительства обогатительной фабрики, что сделает рентабельной добычуруды с невысоким содержанием металла. Это обеспечивает работупредприятия на много лет вперед, а собственников — совокупной прибылью,в несколько раз превышающей прибыль, получаемую при реализации первойвозможности.

Выбрав первую возможность,собственники столкнулись с жестким противодействием властей, что, вобщем-то, в комментариях не нуждается. Последовавшие непростыепереговоры позволили собственнику найти приемлемый для себя вариант и вконечном итоге принять вариант номер два. Комментируя достигнутыйкомпромисс, можно отметить, что для достижения результата необходимбаланс интересов пяти элементов: собственника, власти, менеджера,персонала и партнеров.

Одной из ключевых предпосылокконструктивного разрешения конфликта интересов сторон в вышеприведенномпримере стало проведение детальных расчетов экономических результатовреализации каждой из стратегических альтернатив с использованиемкомпьютерной модели. Возможность сравнить стратегические альтернативыпо ряду экономических парамет

Алексей Волков

Предыдущий материал
  • Управление и организация бизнеса

Куда деть заготовительный цех?

  • 14.10.2002
  • Алексей Волков
Read More
Следующий материал
  • Управление и организация бизнеса

Обслуживание клиентов как конкурентное преимущество.

  • 29.11.2002
  • Алексей Волков
Read More
Вас также может заинтересовать
Read More
  • Управление и организация бизнеса

Как юристы тормозят бизнес

  • Владимир Беляев
  • 30.08.2024
Read More
  • Менеджмент в сфере услуг

5-55: История компании

  • Алексей Волков
  • 01.03.2023
Read More
  • Функциональное управление

Метод измерения сильных сторон личности — VIA Classification of Strengths and Virtues

  • olsun
  • 05.07.2010
Read More
  • Функциональное управление

Этапы получения банковского кредита

  • olsun
  • 28.06.2010
Read More
  • Функциональное управление

Принципы и формы банковских кредитов. Их преимущества и недостатки.

  • olsun
  • 28.06.2010
Read More
  • Функциональное управление

Секреты успешного делового общения в тезисах.

  • olsun
  • 25.06.2010
Read More
  • Бюджетирование

Заполнение книги учета доходов и расходов.

  • olsun
  • 22.06.2010
Read More
  • Управление и организация бизнеса

Отчетность по МСФО быстро и без ошибок благодаря новому продукту «ИНТАЛЕВ»

  • Алексей Волков
  • 20.01.2010

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Свежие посты
  • Дайджест постов Сергея Людкевича
    • 12.09.24
  • Как юристы тормозят бизнес
    • 30.08.24
  • Продвижение оптовых кампаний в Яндекс Директ
    • 06.03.24
  • Cарафанное радио
    • 13.01.24
  • 5-55: История компании
    • 01.03.23
Маркетер
  • О проекте
  • Информационное спонсорство
  • Рекламным агентствам
  • Ссылки
(с) ООО "Маркетер". Официальный сайт. Маркетер: Статьи про рекламу, маркетинг, public relations, интернет

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter