Автор статьи:
В2С — «бизнес-покупателю» (от англ. — business to customer) так называется одна из стратегий е-commerce, активно развивающаяся в последнее время. Сейчас уже ни у кого нет сомнений, что в эру повсеместной компьютеризации и все большей интеграции в нашу жизнь интернета, любой фирме необходимо иметь собственное представительство в Сети.Слава Богу, что на этом фоне, к закату подходит эпоха одностраничных «представительств» различных АО (бывших государственных заводов и фабрик), основной задачей которых было скорее самолюбование и успокоение эгоизма руководителей, умудрявшихся влепить, в эти единственные страницы, собственное фото, на фоне «орденов Ленина», присвоенных где-то в 60-х годах прошлого века, за непонятные, нынешним пользователям сети, достижения J. Радует разумный конструктивизм компаний, пришедших в последнее время в Сеть, и попытки создания чего-то нужного, полезного пользователям Сети. Вместе с притоком малых предприятий, предпринимателей, коммерсантов, сегодня в Сеть приходят и известные компании, и знаменитые брэнды.
В2С использует множество форм взаимодействия компаний и потребителей, однако главным условием этого процесса является использование в качестве среды взаимодействия — интернета. В последние годы появилось множество технических решений в области доступа потенциальных покупателей к бизнес-порталам. большие надежды еще недавно возлагались на приоритет в B2C отрасли так называемой m-commerce — мобильной коммерции. Предполагалось, что к 2002 году большинство владельцев компьютеров будет иметь, помимо самого компьютера, или мобильный телефон, или ручной компьютер, или специальный вьювер, или любое другое мобильное устройство, на основе которого можно было бы упростить взаимодействие потребителя с сетью. На самом деле, m-commerce получила маломальскую поддержку пока что только в Японии. Там число пользователей мобильных телефонов превышает число владельцев компьютеров с выходом в интернет, поэтому на основе WAP-протокола развиваются сотни и тысячи успешных интернет-проектов. Помимо мобильных телефонов и ручных компьютеров, появились специальные пейджеры, которые, получив определенную рекламную информацию из сети, начинают пищать лишь в том случае, когда пользователь идет мимо магазина давшего такую рекламу. Помимо технических решений появилось множество программ и схем, призванных решить самые разнообразные проблемы B2C.
Так как сайты этой категории взаимодействуют, прежде всего, с розничными покупателями, то соответственно, они должны иметь, и чаще всего имеют, все необходимые для этого атрибуты (защищенные вебформы, формы для приема кредитных карт и т.п.). В этой категории принято различать два почти независимых направления: «производитель — потребителю», «магазин — потребителю». Пока что в мире существует незначительное число бизнесов (по отношению ко всем присутствующим на рынке), которые используют схему «производитель — потребителю». Основная трудность в реализации этого подхода заключается в структуре современных предприятий, в основе которых не заложено такое прямое взаимодействие. Но попытки некоторых производителей внедрить эту схему в жизнь порой удаются. Сейчас на этом сегменте рынка B2С главным образом представлены компании, использующие в производстве ручной труд, соответственно, предлагаемые товары достаточно дороги, а их количество может исчисляться десятками или сотнями (например, автомобили ручной сборки, штучные ювелирные изделия и т.п.). Однако последние тенденции в современной экономике предвещают радужное будущее именно этой форме B2C. В метакапитализме процесс взаимодействия предприятия и потребителя/покупателя будет строиться через специально создаваемые потребительские сети. Пока тяжело сказать, какую форму будут иметь такие сети, и каким образом будет потребитель делать заказ в предприятии. Хотя существует твердое мнение, что в основе многих потребительских сетей будет лежать многоуровневый маркетинг. А сейчас можно точно утверждать пока одно, что некоторые функции магазинов будут переложены «на плечи» предприятий и свойственны всем, занятым в B2C организациям. Что касается такого направления, как «магазин-потребителю», то, думаю, здесь особо говорить нечего. Примеров такой деятельности много, причем это уже ни какие-то зарубежные компании, как это было, например, четыре-пять лет назад, а наши отечественные. Единственное, что можно добавить, что к этой категории можно отнести и сайт предпринимателя, который, может быть, представляет единственный товар, и сайт организации, предлагающей различные услуги.
Одной из важных составляющих успеха на этом рынке, является известная и раскрученная торговая марка фирмы. Помимо торговой марки, на успех интернет-проекта компании будут влиять и другие, на первый взгляд, малозначительные факторы, например, наличие множества пунктов распространения-доставки. Цена, качество продукции, схема оплаты, время доставки, сервис — вот только несколько характеристик, на основании которых потенциальный покупатель будет определять соответствие предложения собственным критериям. А мнение каждого покупателя, его доверие торговой марке, сервису и сайту, в конечном итоге влияют на популярность и прибыльность проекта. Чисто виртуальные интернет-компании, которые пытаются эмулировать физическую реальность, будут нести убытки из-за отсутствия торговой марки и устойчивой репутации. Реальная сила бизнес-моделей, опирающихся на торговую марку и эффективное выполнение поставленных задач, сделает компании, работающие в соответствии с такими моделями, лидерами на рынке.
Как бы там ни было, но пока что, чуть ли не главным и обязательным условием успеха и быстрого проникновения на этот рынок остается наличие собственного, действующего магазина