Автор статьи: Аверин Александр
Как спреведливо отмечают мои знакомые, на моем сайте излишне много различных типсов и мало теории. По-этому я нашел время и поискал интересную информацио о том как и почему используется в дизайне и графике цвет. Эта статья является некой аккумуляцией того что я узнал за последнее время о цвете и его применении.>
Цветовой круг в основе которого лежат красный, желтый и синий цвета является традиционным в области искусства. Исаак Ньютон составил первое подобие подобного круга еще в 1666. Прошло время, ученые и художники придумали различные варианты этой концепции. Разница во мнениях, в отправной точке деления цветов на группы и в других аспектах до сих пор будоражит умы. Но обо всем по порядку.
![](../images/arti/12partwheel-big.gif)
Основные цвета: красный, желтый и синий
![](../images/arti/3partwheel.gif)
В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все остальные цвета получаются именно путем смешения этих.
Важное замечание! Речь идет о традиционной теории, а не о различных компиляциях на тему компьютеров (где принято, что цвета смешиваются из RGB)
Дополнительные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый
![](../images/arti/6partwheel.gif)
Эти цвета получаются путем попарного смешения основных цветов.
Производные цвета: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и желто-зеленый.
![](../images/arti/12part.gif)
Эти цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего дополнительного цветов. Как раз эта палитра в основном и применяется при подборе цветов.
Цветовая гармония.
Вообще гармонию можно описать как сочетание частей, которое доставляет приятные ощущения (музыка, поэзия и т.д.). В дизайне и графике под гармонией принято понимать нечто услаждающее, радующее глаз. Эта гармония должна вызывать в человеке определенные чувства и ощущения.
Некоторые формулы цветовой гармонии.
Существует огромное количество всевозможных формул и теорий. Мы рассмотрим наиболее простые и наглядные.
Цветовая схема на базе близлежащих цветов.
![](../images/arti/color_bliz.gif)
Близлежащими цветами принято считать любые три цвета, расположенные один за другим на цветовом круге, например желтый, желто-оранжевый и оранжевый. Подобные сочетания цветов хорошо подходят для основных элементов, четко выделяя их “уровень”, кроме того, благодаря их близкому расположению они очень хорошо сочетаются.
Цветовая схема на базе противоположных цветах
![](../images/arti/color_razn.gif)
Противоположными цветами являются любые два цвета расположенные напротив друг друга на цветовом круге, такие как желтый и фиолетовый. Этот прием обычно используется для создания акцентов, так как цвета противиположные цвета очень контрастны по отношению друг к другу.
Цветовая схема на базе природных сочетаний цветов
![](../images/arti/color_nat.gif)
Природа зачастую предлагает просто великолепные примеры цветовой гармонии. Так почему бы этим не воспользоваться. Вот один из примеров, сочетающих в себе “осенние” цвета.
Цветовая схема на базе цветов разной степени насыщенности
![](../images/arti/color_bliz2.gif)
Кроме использования цветов расположенных рядом друг с другом, можно использовать и цвета различной степени насыщенности.
Контекст цветов
![](../images/arti/colors.gif)
Сравните как выглядит один и тот же красный квадрат на разных фонах.
На черном фоне он смотрится напряженно светящимся (акцент к темному фону)
На черном белом фонах он смотрится четко и точно (акцент к светлому фону)
На желтом он смотрится более-менее (акцент подобия родственных цветов)
На зеленом, синем он смотрится очень ярко, вызывающе (акцент противостояния, диссонанс)
А на фиолетовом он практически теряется.
![](../images/arti/color2.gif)
Кроме того, никогда не следует забывать про взаимодействие различных цветов. На рисунке слева вы можете увидеть сразу два подобных взаимодействия.
1. Серо-голубой цвет приобретает немного зеленоватый оттенок близости большого количества красного цвета (нк красной части картинки)
2. Полоска серо-голубого кажется более узкой на на темно-красной части и более широкой на светлой части.