Много российских компаний использует в своей работе аутсорсинг или пользуется внешними источниками для выполнения части работ. Это значит, что часть неосновных и не особо важных работ или услуг передаются внешним компаниям – исполнителям.
За рубежом вывод сотрудников за штат и услуги содержания персонала применяются долгое время, но в России это пока новая сфера деятельности.
К первым аутсорсинговым компаниям у нас в стране можно отнести частные охранные компании. А в настоящее время увеличивается роль специалистов рекламы и тем самым появляется всё больше рекламных агентств, PR- компании и компании по различным исследованиям. Исследовательские компании привлекаются для выполнения различных проектов, а рекламистов и PR-компании привлекают для выполнения работ своих клиентов в рекламных целях.
Аутсорсинг подразделяется на три вида: функциональный, когда передаются функции руководства, операционный, когда осуществляется функция производства и ресурсный аутсорсинг, когда приобретаются ресурсы на стороне. Как правило, в России передачей управления в другие руки никто не отдаёт. Обычно используется операционный и ресурсный аутсорсинг.
Самый приоритетный аутсорсинг – услуги по работе с персоналом. Это когда организации передают сторонним компаниям услугу по подбору кадров, его обучение, а также аттестацию сотрудников. К таким услугам относят и предоставление мерчендайзеров.
Аутсорсинг мерчендайзеров и подобного персонала с низкой и средней квалификации, помогает уменьшить финансовые затраты и проводить большие работы качественно и под особым контролем.
Услуги мерчендайзинга предоставляют не так уж и много компаний.
Организация такого отдела требует сложной структуры менеджмента, отчетности и строгого контроля. Компания получает такие же проблемы, как и производитель. Сначала это поиск, найм персонала, а потом разрешение конфликтов в торговых точках.
Обычно у BTL-компаний услуга мерчендайзинга включена, чтобы пополнить основной список услуг. Но на рынке существуют компании, предлагающие трейд-маркетинг.
У Агентства «АЛБИ Маркетинг» в Москве мерчендайзинг – основной вид деятельности. Также они предоставляют услуги по организации выездных конференций и проводят программы повышения лояльности партнеров по бизнесу.
Они оказывают услугу мерчендайзинга в комплексе, когда клиент получает результат, не загружая себя вопросами какие сотрудники работают на него или используют аутсорсинг по подбору персонала, его обучение, его замену, документальное оформление трудовых отношений персонала, а заказчик контролирует работу в дальнейшем. Форма работы может быть любой. Аутсорсинг используется также для промоакций.
На рынке можно найти и полностью мерчендайзинговые компании. Агентство IMPACTO, как её пример, оказывает услуги по поддержки торговых марок в рознице и разрабатывает, а также и воплощает стандарты мерчендайзинга, организовывает промо-программы и мониторинговые программы.
Клиент может выбрать два варианта: либо предоставление персонала, либо «программа под ключ». В первом случае агентство занимается поиском людей, тренингует людей, предоставляет юридическое и бухгалтерское оформление и платит зарплату. Во втором случае агентство идёт к цели, стремясь к эффективности в использовании ресурсов, а также экономно организует процесс работ. Могут быть и другие способы сотрудничества с передачей части контролирующих функций исполнения, но стратегическое управление остаётся у заказчика.
Московское мерчендайзинговое агентство «ГЛОБАЛ КОНСАЛТИНГ» разрабатывает мерчендайзинг на предприятиях, создаёт материалы для их работы, проводит обучение, используя семинары, аудит и обслуживание или аутсорс.
Обучением мерчендайзеров занимается также «АЛБИ маркетинг», проводя тренинги по мерчендайзингу.
Обучение делу мерчендайзинга в настоящее время является очень важным, так как это направление у нас в России ещё не является широко развитым и при его выполнении требует профессионального специалиста, такого же, как, например, недавно появившийся маркетер и промоутер.
Это направление очень широко развивается, и в скором времени каждый будет относиться к мерчендайзеру так же обычно, как и к обычному продавцу товаров.