Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
YouTube 154 Подписчики
Telegram 241 Подписчики
VK 0 Подписчиков
Маркетер
Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • BTL

ATL и BTL

  • 06.06.2009

Маркетинговые коммуникации часто разделяют на ATL и BTL

ATL — это аббревиатура от словосочетания «above-the-line», что в переводе с английского означает «над чертой». Бытует мнение, что термин ATL появился совершенно случайно, во время составления рекламного бюджета в одной из американских компаний (по некоторым версиям, это была компания Procter&Gamble). В проекте бюджета были перечислены затраты только на основные способы прямой рекламы с помощью таких средств массовой информации как: телевидение, радио, пресса, наружная реклама и реклама в кинотеатрах. Однако впоследствии сотрудники вспомнили про бесплатную раздачу образцов продукции, предоставление системы скидок, спонсорство, проведение конкурсов и т.д., что и побудило их провести черту после первого списка затрат и уже под ней перечислять забытые средства стимулирования сбыта. Позже такое разделение рекламного бюджета завоевало популярность и стало использоваться практически во всём мире, в том числе и в России.

Таким образом, ATL — это мероприятия по размещению прямой рекламы, которые задействуют основные средства распространения рекламы:

  • телевидение
  • радио
  • прессу
  • наружную рекламу
  • рекламу на транспорте
  • рекламу в кинотеатрах
  • рекламу в сети Интернет

Все остальные маркетинговые коммуникации относят к BTL.

Аббревиатура BTL, соответственно, происходит от словосочетания «below-the-line» и переводится как «под чертой».

Итак, BTL — это мероприятия по продвижению, которые не включают в себя размещение прямой рекламы. К BTL-средствам относят:

  • sales promotion
  • public relation
  • direct marketing
  • личные продажи
  • выставки
  • спонсорство и др.

Влияние стимулирования довольно сложное явление, которое не ограничивается одним лишь воздействием на объемы продаж, хотя это и является его основной целью. Отдельно выделяют воздействие стимулирования сбыта на потребителей и на посредников. Кроме этого непосредственного воздействия существуют еще долгосрочные последствия, причем они могут оказаться как позитивными, так и негативными для торговой марки.

SP

Влияние стимулирования сбыта на потребителей

Влияние может принимать самые разные формы и ощущаться до, во время и после проведения мероприятия по стимулированию сбыта:

  • Эффект внутреннего перехода. Лояльные покупатели марки пользуются предложением, хотя купили бы товар в любом случае.
  • Эффект ожидания. Перед проведением стимулирования сбыта объемы продаж падают, так как потребители ждут, что им вот-вот сделают выгодное предложение. Особенно ярко этот эффект проявляется, когда мероприятия стимулирования сбыта проводятся с определенными интервалами времени.
  • Эффект ослабевания спроса. После стимулирования продажи снижаются, т.к. потребители закупили необходимое им количество продукта.
  • Эффект каннибализации. Во время стимулирования сбыта потребители переключаются с одних наименований и размеров товаров на другие.
  • Эффект перехода. Именно этого хочет добиться организатор стимулирования сбыта. При переходе объем продаж товара одной марки уменьшается, а другой соответственно увеличивается.
  • Эффект пробной покупки. Любое стимулирование подталкивает потребителей к использованию продвигаемого товара. Это особенно важно в отношении новых марок.
  • Эффект удержания. Это положительный эффект, длящийся дольше, чем длится само стимулирование. Суть его в том, что по завершении мероприятия объем продаж товара остается на повышенном уровне.

Эффекты стимулирования сбыта варьируются в зависимости от стадии жизненного цикла товара на рынке. На стадии внедрения и роста стимулирование сбыта за счет привлечения потребителей к пробным покупкам товара ускоряет развитие первичного спроса. На стадии зрелости получить выгоды от стимулирования сбыта возможно только за счет конкурентов, а это может вызвать «цепную реакцию» в виде ответных мероприятий.

Влияние стимулирования сбыта на торговых посредников

Стимулирование сбыта в местах продажи всегда оказывает влияние на поведение торговцев. Здесь наблюдается три основных эффекта:

  • Эффект отсрочки. Посредники знают операционную маркетинговую программу своих поставщиков и предпочитают откладывать закупки до начала очередного мероприятия по стимулированию сбыта.
  • Эффект затоваривания. Во время проведения стимулирования объемы заказов торговых компаний ограничиваются имеющимися у них складскими площадями, в связи с чем после стимулирования заказы уменьшаются.
  • Девиантные заказы. Некоторые торговцы заказывают продукцию только во время мероприятий стимулирования сбыта и отказываются от закупок по полной стоимости. Именно такого подхода придерживаются магазины-дискаунтеры, устанавливающие цены, которые значительно повышают их конкурентоспособность.

Цели и методы SP

1. Возможные цели стимулирования сбыта

Цели стимулирования посредников

  • Включение новых товаров в ассортимент
  • Увеличение размеров запасов
  • Расширенное представление на прилавке и др.

Цели стимулирования торговой сети

  • Увеличение объемов продаж
  • Рост присутствия дистрибьюторов
  • Вывод новых товаров на рынок
  • Увеличение объема товара или расширение ассортимента и др.

Цели стимулирования потребителей

  • Пробные покупки
  • Повторные покупки
  • Лояльность
  • Удержание
  • Увеличение объема покупки
  • Увеличение объема потребления
  • Увеличение частоты закупок
  • Посещение новых магазинов
  • Увеличение частоты посещений
  • Увеличение размера средней покупательской корзины и др.

2. Методы стимулирования сбыта

Инструменты trade marketing

  • Выгодная цена и ее позиционирование как выгодной
  • Скидки
  • Рекламная поддержка
  • Предоставление бесплатного торгового оборудования
  • Фирменная упаковка
  • Новинки
  • Торговые конкурсы
  • Подготовленный персонал
  • Рекомендации
  • Возможность бесплатно разместить рекламу или участие в рекламных кампаниях
  • Бесплатные консультации
  • Представление на выставках
  • Организация promotion
  • Обеспечение рекламными материалами для мест продаж и многое другое…

Инструменты consumer promotion

  • скидки
  • премии
  • конкурсы, розыгрыши, игры (=> призы)
  • образцы
  • бесплатные пробы (дегустации)
  • программы для постоянных покупателей
  • экспозиции в местах продаж
  • демонстрации
  • гарантии
  • купоны и др.

Влияние стимулирования довольно сложное явление, которое не ограничивается одним лишь воздействием на объемы продаж, хотя это и является его основной целью. Отдельно выделяют воздействие стимулирования сбыта на потребителей и на посредников. Кроме этого непосредственного воздействия существуют еще долгосрочные последствия, причем они могут оказаться как позитивными, так и негативными для торговой марки.

Алексей Волков

Предыдущий материал
  • Фокус-группы

Методика проведения фокус-групп

  • 30.04.2009
  • Алексей Волков
Read More
Следующий материал
  • Adobe Illustrator

Рисуем яблочко мэшами!

  • 16.06.2009
  • Алексей Волков
Read More
Вас также может заинтересовать
Read More
  • Сувенирная продукция

Раздаточные материалы в виде сувенирной монеты.

  • Алексей Волков
  • 15.07.2013
Read More
  • Сувенирная продукция

В продаже появится шоколадный 3D-принтер

  • Алексей Волков
  • 11.04.2012
Read More
  • BTL

Рынок аутсорсинга в мерчендайзинге

  • olsun
  • 07.07.2010

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Свежие посты
  • Дайджест постов Сергея Людкевича
    • 12.09.24
  • Как юристы тормозят бизнес
    • 30.08.24
  • Продвижение оптовых кампаний в Яндекс Директ
    • 06.03.24
  • Cарафанное радио
    • 13.01.24
  • 5-55: История компании
    • 01.03.23
Маркетер
  • О проекте
  • Информационное спонсорство
  • Рекламным агентствам
  • Ссылки
(с) ООО "Маркетер". Официальный сайт. Маркетер: Статьи про рекламу, маркетинг, public relations, интернет

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter