Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
YouTube 154 Подписчики
Telegram 241 Подписчики
VK 0 Подписчиков
Маркетер
Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Управление и организация бизнеса

Учет в дивизиональных структурах

  • 28.11.1998

Автор статьи: Дука Борис

В нашей стране большинство предприятий традиционно имеют линейно-функциональную структуру. В организациях такого типа управление осуществляется по линиям-функциям: маркетинг всего предприятия, сбыт продукции завода, снабжение материалами всех производств и так далее. При подобной организации управления, если предприятие производит несколько видов разноплановой продукции, чрезвычайно сложно эффективно управлять каждым конкретным направлением деятельности. Как правило, в таких случаях целесообразна реструктуризация предприятия с переходом к дивизиональной структуре управления, подразумевающей управление не по функциональному подчинению, а по видам деятельности (бизнесам).

Возникает вопрос: как должна видоизмениться система финансового и управленческого учета на предприятии при подобной реструктуризации? Необходимо ли создание финансово-экономических служб в дивизионах?

Мы считаем, что необходимо, хотя и не в первую очередь. Самое главное — это создание в дивизионах самостоятельных служб маркетинга, сбыта и снабжения. Но в конечном итоге создание отдельных финансовых служб в дивизионах крайне желательно, так как в противном случае заводская служба будет перегружена большим количеством новых расчетов, а дивизионы, в свою очередь, будут сомневаться в их корректности.

Для каждого выделенного дивизиона необходимо рассчитывать все те финансовые и экономические формы и показатели, которые ранее рассчитывались для предприятия в целом. Но методика производимых расчетов может существенно измениться.

Я хотел бы остановиться на двух проблемах, которые, как показывает наш опыт, встречаются наиболее часто. Во-первых, это вопрос по какой стоимости должна передаваться продукция внутри предприятия, между дивизионами, в случае если они не являются самостоятельными юридическими лицами. Во-вторых, отчетность, которая должна составляться по дивизионам.

На предприятиях с линейно-функциональной структурой при расчете себестоимости продукции постоянные расходы обычно распределяются по видам продукции достаточно произвольно. Например, на убыточную продукцию процент относимых цеховых и заводских расходов может быть существенно меньше, с тем, чтобы сделать ее искусственно прибыльной. Часто, если в изготовлении продукции участвует несколько производств, то при расчете сквозной себестоимости конечной продукции все цеховые переделы учитываются по цеховой себестоимости, или даже по заводской. В результате производства получают искусственно ‘раздутую’ товарную продукцию, которую заработали на соседнем производстве. Например мы были свидетелями, когда одно производство получало алюминиевый прокат от другого по заводской себестоимости, в два раза превышающей рыночную цену.

При такой системе учета крайне сложно определить, какой же бизнес реально прибылен, а кто приносит заводу убытки.

С того момента, как у производства появляется руководитель, который отвечает не только за производство (‘штуки’), но и за прибыльность бизнеса, ситуация в корне меняется. Дивизион уже не будет брать прокат по ценам выше рыночных. Следовательно, при переходе предприятия к дивизиональной структуре управления, обостряется проблема корректного учета затрат по местам их возникновения, — в данном случае по дивизионам.

Еще один вопрос, как будет осуществляться передача продукции между дивизионами. Мы встречались с разными вариантами: по цеховой (дивизиональной) себестоимости, по прямым затратам — ни один из этих методов проблему не решит. Прямые затраты могут быть больше внешних цен, с тем же успехом, что и цеховая себестоимость. Поэтому нельзя обязывать дивизионы брать друг у друга продукцию. Для расчетов внутри компании, между дивизионами, необходимо использовать внутренние цены, которые будут конкурировать с внешними. Только в этом случае с руководителя дивизиона можно будет спрашивать за прибыль и за деньги.

Принципиальный момент — это отчетность, которая должна составляться в дивизионах. Широко распространена точка зрения, что дивизионы — это не юридические лица, своих расчетных счетов у них нет, поэтому самой главной формой для них является не отчет о движении денежных средств, а отчет о прибыли. Это не совсем правильно. Отделы сбыта и маркетинга находятся в дивизионах, следовательно именно дивизионы определяют объемы продаж, сроки оплаты, долю бартера в выручке и т.д. Поэтому отчет о движении денежных средств, это хоть и ‘виртуал

Алексей Волков

Предыдущий материал
  • Проектирование и реализация рекламной кампании

Главное в креативе это не креатив…

  • 09.09.1998
  • Алексей Волков
Read More
Следующий материал
  • Проектирование и реализация рекламной кампании

НЛП — тайное оружие рекламиста

  • 09.09.1999
  • Алексей Волков
Read More
Вас также может заинтересовать
Read More
  • Управление и организация бизнеса

Как юристы тормозят бизнес

  • Владимир Беляев
  • 30.08.2024
Read More
  • Менеджмент в сфере услуг

5-55: История компании

  • Алексей Волков
  • 01.03.2023
Read More
  • Функциональное управление

Метод измерения сильных сторон личности — VIA Classification of Strengths and Virtues

  • olsun
  • 05.07.2010
Read More
  • Функциональное управление

Этапы получения банковского кредита

  • olsun
  • 28.06.2010
Read More
  • Функциональное управление

Принципы и формы банковских кредитов. Их преимущества и недостатки.

  • olsun
  • 28.06.2010
Read More
  • Функциональное управление

Секреты успешного делового общения в тезисах.

  • olsun
  • 25.06.2010
Read More
  • Бюджетирование

Заполнение книги учета доходов и расходов.

  • olsun
  • 22.06.2010
Read More
  • Управление и организация бизнеса

Отчетность по МСФО быстро и без ошибок благодаря новому продукту «ИНТАЛЕВ»

  • Алексей Волков
  • 20.01.2010

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Свежие посты
  • Дайджест постов Сергея Людкевича
    • 12.09.24
  • Как юристы тормозят бизнес
    • 30.08.24
  • Продвижение оптовых кампаний в Яндекс Директ
    • 06.03.24
  • Cарафанное радио
    • 13.01.24
  • 5-55: История компании
    • 01.03.23
Маркетер
  • О проекте
  • Информационное спонсорство
  • Рекламным агентствам
  • Ссылки
(с) ООО "Маркетер". Официальный сайт. Маркетер: Статьи про рекламу, маркетинг, public relations, интернет

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter