Маркетинговые коммуникации часто разделяют на ATL и BTL
ATL — это аббревиатура от словосочетания «above-the-line», что в переводе с английского означает «над чертой». Бытует мнение, что термин ATL появился совершенно случайно, во время составления рекламного бюджета в одной из американских компаний (по некоторым версиям, это была компания Procter&Gamble). В проекте бюджета были перечислены затраты только на основные способы прямой рекламы с помощью таких средств массовой информации как: телевидение, радио, пресса, наружная реклама и реклама в кинотеатрах. Однако впоследствии сотрудники вспомнили про бесплатную раздачу образцов продукции, предоставление системы скидок, спонсорство, проведение конкурсов и т.д., что и побудило их провести черту после первого списка затрат и уже под ней перечислять забытые средства стимулирования сбыта. Позже такое разделение рекламного бюджета завоевало популярность и стало использоваться практически во всём мире, в том числе и в России.
Таким образом, ATL — это мероприятия по размещению прямой рекламы, которые задействуют основные средства распространения рекламы:
- телевидение
 - радио
 - прессу
 - наружную рекламу
 - рекламу на транспорте
 - рекламу в кинотеатрах
 - рекламу в сети Интернет
 
Все остальные маркетинговые коммуникации относят к BTL.
Аббревиатура BTL, соответственно, происходит от словосочетания «below-the-line» и переводится как «под чертой».
Итак, BTL — это мероприятия по продвижению, которые не включают в себя размещение прямой рекламы. К BTL-средствам относят:
- sales promotion
 - public relation
 - direct marketing
 - личные продажи
 - выставки
 - спонсорство и др.
 
Влияние стимулирования довольно сложное явление, которое не ограничивается одним лишь воздействием на объемы продаж, хотя это и является его основной целью. Отдельно выделяют воздействие стимулирования сбыта на потребителей и на посредников. Кроме этого непосредственного воздействия существуют еще долгосрочные последствия, причем они могут оказаться как позитивными, так и негативными для торговой марки.
SP
Влияние стимулирования сбыта на потребителей
Влияние может принимать самые разные формы и ощущаться до, во время и после проведения мероприятия по стимулированию сбыта:
- Эффект внутреннего перехода. Лояльные покупатели марки пользуются предложением, хотя купили бы товар в любом случае.
 - Эффект ожидания. Перед проведением стимулирования сбыта объемы продаж падают, так как потребители ждут, что им вот-вот сделают выгодное предложение. Особенно ярко этот эффект проявляется, когда мероприятия стимулирования сбыта проводятся с определенными интервалами времени.
 - Эффект ослабевания спроса. После стимулирования продажи снижаются, т.к. потребители закупили необходимое им количество продукта.
 - Эффект каннибализации. Во время стимулирования сбыта потребители переключаются с одних наименований и размеров товаров на другие.
 - Эффект перехода. Именно этого хочет добиться организатор стимулирования сбыта. При переходе объем продаж товара одной марки уменьшается, а другой соответственно увеличивается.
 - Эффект пробной покупки. Любое стимулирование подталкивает потребителей к использованию продвигаемого товара. Это особенно важно в отношении новых марок.
 - Эффект удержания. Это положительный эффект, длящийся дольше, чем длится само стимулирование. Суть его в том, что по завершении мероприятия объем продаж товара остается на повышенном уровне.
 
Эффекты стимулирования сбыта варьируются в зависимости от стадии жизненного цикла товара на рынке. На стадии внедрения и роста стимулирование сбыта за счет привлечения потребителей к пробным покупкам товара ускоряет развитие первичного спроса. На стадии зрелости получить выгоды от стимулирования сбыта возможно только за счет конкурентов, а это может вызвать «цепную реакцию» в виде ответных мероприятий.
Влияние стимулирования сбыта на торговых посредников
Стимулирование сбыта в местах продажи всегда оказывает влияние на поведение торговцев. Здесь наблюдается три основных эффекта:
- Эффект отсрочки. Посредники знают операционную маркетинговую программу своих поставщиков и предпочитают откладывать закупки до начала очередного мероприятия по стимулированию сбыта.
 - Эффект затоваривания. Во время проведения стимулирования объемы заказов торговых компаний ограничиваются имеющимися у них складскими площадями, в связи с чем после стимулирования заказы уменьшаются.
 - Девиантные заказы. Некоторые торговцы заказывают продукцию только во время мероприятий стимулирования сбыта и отказываются от закупок по полной стоимости. Именно такого подхода придерживаются магазины-дискаунтеры, устанавливающие цены, которые значительно повышают их конкурентоспособность.
 
Цели и методы SP
1. Возможные цели стимулирования сбыта
Цели стимулирования посредников
- Включение новых товаров в ассортимент
 - Увеличение размеров запасов
 - Расширенное представление на прилавке и др.
 
Цели стимулирования торговой сети
- Увеличение объемов продаж
 - Рост присутствия дистрибьюторов
 - Вывод новых товаров на рынок
 - Увеличение объема товара или расширение ассортимента и др.
 
Цели стимулирования потребителей
- Пробные покупки
 - Повторные покупки
 - Лояльность
 - Удержание
 - Увеличение объема покупки
 - Увеличение объема потребления
 - Увеличение частоты закупок
 - Посещение новых магазинов
 - Увеличение частоты посещений
 - Увеличение размера средней покупательской корзины и др.
 
2. Методы стимулирования сбыта
Инструменты trade marketing
- Выгодная цена и ее позиционирование как выгодной
 - Скидки
 - Рекламная поддержка
 - Предоставление бесплатного торгового оборудования
 - Фирменная упаковка
 - Новинки
 - Торговые конкурсы
 - Подготовленный персонал
 - Рекомендации
 - Возможность бесплатно разместить рекламу или участие в рекламных кампаниях
 - Бесплатные консультации
 - Представление на выставках
 - Организация promotion
 - Обеспечение рекламными материалами для мест продаж и многое другое…
 
Инструменты consumer promotion
- скидки
 - премии
 - конкурсы, розыгрыши, игры (=> призы)
 - образцы
 - бесплатные пробы (дегустации)
 - программы для постоянных покупателей
 - экспозиции в местах продаж
 - демонстрации
 - гарантии
 - купоны и др.
 
Влияние стимулирования довольно сложное явление, которое не ограничивается одним лишь воздействием на объемы продаж, хотя это и является его основной целью. Отдельно выделяют воздействие стимулирования сбыта на потребителей и на посредников. Кроме этого непосредственного воздействия существуют еще долгосрочные последствия, причем они могут оказаться как позитивными, так и негативными для торговой марки.