Автор статьи: Михайлов Игорь
На предыдущих занятиях мы с вами, обсуждая тему электронной коммерции, упомянули о стратегических инвестициях. Почувствовав необходимость сделать экскурс в эту область, не могу в который раз не заметить, что интернет в принципе аналогичен любым другим бизнес-средам (магазин, газета и т.п.): здесь вы можете продавать то, что не тождественно самой среде, а именно любой товар. Но можете продавать и то, что, так или иначе, относится к этой среде: например, газетную площадь, стену или дверь вашего магазина для размещения чужой информации. Это рекламный бизнес. И, наконец, вы можете продавать саму бизнес-среду как таковую, а точнее будущие прибыли от нее – полностью или частично. Это, как мы понимаем, – привлечение инвестиций. Сегодня речь пойдет о специфическом виде бизнеса – “выращивании” интернет-ресурсов под будущего инвестора.
Цифры, которые я приводил ранее, угрюмо и упорно свидетельствуют о неразвитости российского интернет-рынка. Сферу контента удачно описывает чья-то метафора: “Писателей больше, чем читателей”. Э-коммерция отчасти анекдотична, отчасти (за небольшим исключением) убыточна и финансируется исключительно с целью “вовремя занять нишу” (что тоже правильно). О рекламном бизнесе в Сети я надеюсь повести разговор позже. Но удивительный зигзаг деловой истории интернет породил целое направление в бизнесе – получение дохода от капитализации предприятий. Дело в том, что на международный (американский) фондовый рынок компании выходят в рамках специальной процедуры, называемой IPO, где предприятие оценивается по договоренности между его пока еще частным владельцем и IPO-менеджером. Лица, приобретшие акции до или в рамках IPO, по ценам IPO или иным, оговоренным ими с инициаторами проекта, являются венчурными инвесторами. Свои покупки они совершают, исходя из ожиданий успешной финансовой деятельности предприятия и/или бурного роста курсовой стоимости его акций. В любом случае, они ожидают доходность, соразмерную их рискам. Затем акции предприятия продолжают свою жизнь на фондовом рынке, и их стоимость, безусловно, меняется. В случае удачи она увеличивается. (Попутно замечу, что текущая рыночная стоимость одной акции, умноженная на общее количество акций предприятия, называется рыночной капитализацией). Тогда инвестор имеет выбор: получить положенную ему долю прибыли в виде дивиденда, или продать свои акции и получить доход в виде разницы их текущего рыночного курса и цены IPO. Инвестора первого типа мы будем назвать стратегическим, инвестора второго типа – спекулятивным.
Теперь окинем беглым взглядом американский рынок инвестиций в сфере интернет. Главное, чем он характеризуется, это необычный, подчас ничем не объяснимый рост рыночной капитализации предприятий отрасли. Опять-таки, хрестоматийным стал пример одной очень известной компании, предоставляющей комплексные услуги в сфере интернет, рыночная капитализация которой достигает нескольких миллиардов при убытках в $ 350 млн. Создается впечатление, что ажиотаж вокруг интернетовских акций не зависит от финансовых успехов конкретного эмитента, а вызван общими ожиданиями бурного развития этой отрасли. Впрочем, анализ фондового рынка США никак не умещается в рамки нашей статьи.
Главное для нас состоит в том, что зарубежные инвесторы, приходя в Россию, по всей видимости, переносят эти же ожидания на нашу почву. И парадоксальным образом, в отсутствие реального массового клиента на коммерческие услуги Рунета, они становятся для поставщиков этих услуг чуть ли не самым выгодным покупателем. С той лишь разницей, что покупают они предприятия и проекты (зачем им наши услуги?). Следовательно, можно стоить бизнес на “выращивании” интернет-проектов под инвестора. Что и происходит сплошь и рядом.
Несколько фактов из недавней истории. Все знают портал MAIL.RU. Это, главным образом, сервер, предоставляющий бесплатные почтовые ящики всем желающим. Так вот, по некоторым сведениям, 20%-ная доля компании, владеющей этим сайтом, была продана инвестору за $ 940 000 (!). Если мы мысленно сложим возможную стоимость собственных и арендованных основных фондов, нематериальных активов и годовых зарплат сотрудников компании (включая руководство), очень сомнительно, что результат приблизится к десятой части этой суммы. А если и приблизится, то не будем забывать, что продана только пятая часть. Вопрос: на чем может быть основана такая оценка компании инвестором?
Ответ: только на ожиданиях. Компании удалось создать
- “брэнд” – торговую марку, популярность которой никто не подвергает сомнению,
- трафик – поток пользователей, который, при правильной маркетинговой стратегии, будет возрастать пропорционально росту пользователей российского сегмента интернет
- площадку – виртуальное место, которое само по себе обладает рекламной и маркетинговой ценностью. именно эти “вещи”, которые никому не дано потрогать, и есть главные составляющие рыночной стоимости компании. К слову сказать, ее представители на последней конференции “интернет-маркетинг’99” уже анонсировали ряд новых и довольно дорогостоящих проектов портала. Осваивают инвестицию:
Другой пример – чудесное превращение каталога российских веб-ресурсов “Ау!” в: каталог же, но с экзотическим именем “@Rus” (читается “атрус”, как уверяют топ-менеджеры компании). Сайт – по признанию упомянутых топ-менеджеров – и был создан “на продажу”. И был-таки продан. По некоторым данным, за $ 1 млн, вместе с поисковой машиной “Апорт!” как единый проект. Затрудняюсь определить размер проданной доли, но имею основания полагать, что она значительно больше, чем в случае с MAIL.RU. Кстати, как вы думаете, почему изменилось название? Ответ прост: наше исконное “ау” ничего не говорит зарубежному уху. Этот курьезный факт косвенно подтверждает мнение одного из экспертов по нашей проблеме: выгоднее всего продаются проекты, созданные здесь для использования “там”. Характерно и то, что менеджеры проекта стали активно вкладываться в технологии автоматического перевода контента на английский язык.
Однако “истории успеха” не могут служить разумному человеку непосредственным стимулом к действию. Понятно, что в них всегда есть доля преувеличения, да и среди факторов, приведших кого-то к процветанию, всегда найдется, по крайней мере, один, который не подействует в вашем случае. Поэтому, специально для тех, кто заинтересовался этим видом бизнеса, несколькими мазками опишем текущую ситуацию.
Консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers планирует инвестировать $ 2 млрд. в электронную коммерцию в текущем году (доля России пока не ясна). Carlyle Group обсуждает создание фонда интернет-проектов в России и Восточной Европе в размере двух миллионов. Автор этих строк имел удовольствие беседовать с российскими представителями одной германской фирмы, которая находится в поиске “нераскрученных” российских веб-проектов, предлагая им все на свете (программирование, дизайн, менеджмент, промоушн) в обмен на 51%. По словам опытных игроков этого рынка, инвесторы приходят не только из США, но и из других стран, среди которых Израиль, Греция, Арабские Эмираты. В последнее время стали проявлять себя и крупные российские корпорации. Делятся инвесторы, как я уже говорил, на спекулятивных и стратегических. Первые покупают ваш проект только в надежде со временем выгодно его перепродать, вторые имеют какой-либо содержательный интерес, например, создание посещаемой площадки в качестве плацдарма для собственного вторжения на рынок. Первых в большей степени интересует возможность безболезненного “выхода”, вторые больше озабочены механизмами контроля.
Наиболее типичные условия успешной продажи проекта инвестору: передача блокирующего пакета (более 25%), комбинированный метод инвестирования, сочетающий акционирование, кредит и текущее финансирование. Отрасли, наиболее привлекательные для инвестора (в порядке убывания привлекательности): производство “железа”, услуги доступа, рекламные площадки, электронная коммерция, специальные услуги (разработка типового ПО для э-магазинов, shopping malls и др.).
Появилось желание отложить газету и скорее сесть за собственный проект? Я вас понимаю. Одно только “но”. В интернет-проектировании, как и в любом hi-tech-бизнесе, самым дорогостоящим товаром является не столько контент сам по себе, не столько новая и эффективная технология. Дорого стоит идея. Ее можно назвать маркетинговой, инновационной, но никакое определение не передает ее сути. В заключение еще один пример.
Один автор инвестиционного проекта выступал перед потенциальными инвесторами. “Почему мы должны доверить наши деньги именно вам?” – спросили они соискателя. “Потому что я знаю, как поставить яйцо вертикально”, – ответил он. “Опытный образец” яйца пошел по рядам, слушатели пытались придать ему неестественную ориентацию, но терпели поражение. “Жулик”, – сказали они предпринимателю. “Отнюдь”, – ответил тот и, взяв яйцо в руки, придавил его дно о твердую плоскость стола. Скорлупа треснула, и яйцо осталось стоять. Предприниматель получил деньги, снарядил корабли “Ника”, “Пинта” и “Санта-Мария” и отправился в плавание. Шел 1492 год: