Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
YouTube 153 Подписчики
Telegram 241 Подписчики
VK 0 Подписчиков
Маркетер
Маркетер
  • Маркетинг
  • Digital
  • Реклама
  • Public Relations
  • Менеджмент
  • Новости
  • Фокус-группы

Фокус-группа

  • 23.01.2010

Определение, участники, задачи

Фокус-группа – это качественный метод маркетингового исследования. Он представляет собой интервью, в ходе которого участники под руководством опытного профессионала (чаще всего это опытный психолог, маркетолог или, как его еще называют, модератор) выражают свое мнение о каком-либо продукте или услуге. Выбор модератора чрезвычайно важен для успешного проведения фокус-группы. Главное, если не единственное, что требуется от такого специалиста – в течение максимально короткого времени установить доверительные отношения с небольшой группой незнакомых людей и побудить их к разговору на темы, которые зачастую им неинтересны, неприятны, либо они о них не задумываются, или им просто сложно сформулировать свои мысли.

С участниками фокус-группы проводится разговор в форме групповой дискуссии, в результате которого собирается субъективная информация по тому кругу вопросов, которые интересуют заказчика в данный момент.

Модератор должен контролировать процессы взаимодействия участников друг с другом (подбадривать робких, утихомиривать слишком активных), следить за тем, чтобы обсуждение не выходило за рамки обозначенных вопросов, замечать стандартные, выученные или “штампованные” ответы и пробиваться сквозь них к подлинным мнениям участников.

Фокус-группа проводится в специально оборудованном помещении и по заранее разработанному сценарию. Среднее количество участников составляет 7-12 человек. Желательно, чтобы они не были знакомы между собой и их не объединяли общие интересы, идеи и т.д. Средняя продолжительность дискуссии 1,5-2 часа. Отбор участников осуществляется по специальной анкете. Основным правилом подбора выступает однородность социально-демографических характеристик, а также частота и объем потребления определенного товара или услуги. Главной задачей этого метода является выделение основных мнений и ощущений от использования товара или услуги.

Общее число фокус-групп в рамках одного исследования зависит от поставленных задач и от степени различия целевых групп, на которое направлен продукт. Обычно проводятся от 2 до 6 фокус-групп.

В ходе проведения фокус-группы фиксируются малейшие видимые нюансы поведения участников: обрывочные высказывания, бессознательные жесты, мимика, последовательность ответов и динамика мнений.

Задачи, решаемые при помощи фокус-группы:

изучение отношения потребителей к заявленному товару, торговой марке, производителю или услуге;

разработка коммуникативной стратегии и принципов позиционирования товара или услуги;

проверка соответствия существующего продукта требованиям рынка;

выявление “проблемных” зон товара (услуги) или брэнда;

поиск свободных ниш при разработке нового продукта;

внесение предложений по изменению и улучшению некоторых характеристик товара или услуги;

определение сильных и слабых сторон компании, а также ее имиджа в глазах потребителей;

выявление особенностей потребительского поведения;

тестирование новых товаров (свойства, название, дизайн, упаковка, слоган и т.д.);

тестирование рекламных материалов;

определение реакции покупателей на рекламу или промо-акцию.

Фокус-группы обычно используются для получения предварительной информации, выработки первичных знаний потребителей о том или ином явлении, причем обязательна последующая проверка всех выведенных предположений на репрезентативных выборках. Также при помощи фокус-групп происходит проверка убедительности тех или иных аргументов, использующихся для личных продаж или для политического и корпоративного PR.

Стили проведения фокус-групп

Существуют два стиля проведения фокус-групп: так называемые “жесткий” и “мягкий”.

“Жесткий” стиль определяется авторитарным поведением модератора. Здесь может иметь место давление на участников, четкое ограничение времени ответа на вопросы, различные провокации и попытки подловить участников на противоречии в суждениях. Такой стиль имеет свои сферы применения, но большинство модераторов отдают предпочтение более мягкому стилю проведения фокус-групп.

“Мягкий” стиль характеризуется проявлением искреннего интереса к участникам и благожелательной атмосферой дискуссии. Однако модератор не ставит своей целью добиться благодушного настроения и “гладкого” общения, определенные острые моменты неизбежны и даже необходимы. И все же участники должны видеть, что мнение каждого из них одинаково ценно, интересно модератору и остальным опрашиваемым. Это позволит по-новому взглянуть на привычные вещи.

Сильные и слабые стороны фокус-групп

Сильные стороны фокус-групп:

1.информация исходит от нескольких участников, что помогает обеспечить ее разнообразие;

2.фраза одного участника вызывает ответную реакцию другого, наводит его на какие-то мысли или воспоминания, получается так называемый “эффект снежного кома”;

3.при удачном ходе беседы у участников появляется желание высказывать свои реальные мысли и чувства;

4.участников в группе несколько, и все они находятся примерно в равных условиях, это сводит к минимуму их опасения показаться несведущими или некомпетентными;

5.реакции участников спонтанны. Так как беседа протекает в свободной форме и конкретные вопросы не ставятся, опрашиваемые ведут себя естественно и высказывают свои субъективные мнения, повинуясь первому побуждению. Это бывает полезным источником информации при анализе групп;

6.возможность отдельно остановиться на обсуждении неожиданно возникших интересных моментов или тех вопросов, которые вызвали затруднение или недоумение;

7.достаточно быстрый сбор данных;

8.различия между участниками фокус-группы отчетливо видны, так что можно предположить, чем они вызваны. Разницу могут создавать социальное положение, профессиональная принадлежность, доход, культурный уровень);

9.за фокус-группами можно наблюдать и получить доступ к реальным потребителям, их проблемам, эмоциям, языку.

Слабые стороны фокус-групп:

Фокус-группы мало пригодны для получения информации в следующих случаях:

1.когда затрагиваются темы, которые участники вряд ли будут обсуждать честно и откровенно в присутствии других людей. К ним относятся интимные темы, такие, как личная гигиена, контрацепция или финансовые вопросы;

2.когда нужно понять сложное поведение, которое связано с принятием каких-либо ответственных решений. Это может быть покупка предметов роскоши и дорогостоящих товаров;

3.когда дело касается строгих общественных норм, которые предписывают определенные взгляды и действия в какой-либо области. Самая распространенная из подобных тем – родительское поведение.

4.когда необходимо глубоко вникать в сложные социальные роли или нужно обращаться к биографии опрашиваемого, либо производить анализ единичного случая для выявления факторов, которые повлияли на формирование представлений участника;

5.когда мнение отдельного участника по установленному вопросу представляет больший интерес для исследователя, чем ясно сформулированные, но все же сформированные под влиянием обсуждения с другими участниками мнения;

6.когда потенциальные участники малочисленны и труднодоступны, когда из них сложно создать фокус-группу. К ним относятся пользователи редкой марки, узкие специалисты, деловые люди, которые много времени проводят в командировках.

Также к недостаткам фокус-групп можно отнести следующие факторы:

участники воспринимают информацию субъективно, поэтому велика вероятность, что полученные данные будут неточными и размытыми;

фокус-группа – это лишь узкая группа респондентов. Несмотря на то, что участники объединены общими социально-демографическими характеристиками, реакции, особенности поведения и т.д., выявленные в ходе исследования вполне могут не быть присущи массовому потребителю;

серьезную сложность представляет собой поиск квалифицированного модератора, способного грамотно провести фокус-группу, проанализировать записи и объединить суждения участников и свои впечатления и умозаключения в связный отчет.

aleno4ek

Предыдущий материал
  • Дизайн логотипов

Дизайн логотипа – в чем секрет?

  • 23.01.2010
  • zluchka-kaluchka
Read More
Следующий материал
  • Блог

Величие Большого театра

  • 23.01.2010
  • Tata12345
Read More
Вас также может заинтересовать
Read More
  • Фокус-группы

Организация и проведение фокус-групп

  • aleno4ek
  • 09.02.2010
Read More
  • Фокус-группы

Как проводятся фокус — группы (краткий обзор).

  • lilcha
  • 27.01.2010
Read More
  • Фокус-группы

Методика проведения фокус-групп

  • Алексей Волков
  • 30.04.2009

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Свежие посты
  • Дайджест постов Сергея Людкевича
    • 12.09.24
  • Как юристы тормозят бизнес
    • 30.08.24
  • Продвижение оптовых кампаний в Яндекс Директ
    • 06.03.24
  • Cарафанное радио
    • 13.01.24
  • 5-55: История компании
    • 01.03.23
Маркетер
  • О проекте
  • Информационное спонсорство
  • Рекламным агентствам
  • Ссылки
(с) ООО "Маркетер". Официальный сайт. Маркетер: Статьи про рекламу, маркетинг, public relations, интернет

Введите ключевые слова для поиска и нажмите Enter