[семинар компаний Битрикс и Махаон]материал подготовил: Юрий Синодов 02.07.2004
Современный бизнес многогранен. Нельзя просто выйти на рынок, занять на нем свое место и всю жизнь почивать на лаврах. Чтобы “соответствовать” уровню клиентов, надо постоянно следить за развитием своего продукта и поддержкой пользователей. Также хорошо уделять внимание потенциальным пользователям. Этим и занималась компания “Битрикс” вместе с “Группой Махаон” – ими был проведен семинар, посвященный использованию систем управления контентом на сайте.
Семинар под названием “Битрикс: Управление сайтом” – технологическое партнерство для развития бизнеса” проходил в достаточно неформальной обстановке. Интерес к нему был подогрет участием первых лиц компаний – Сергея Рыжикова и Алексея Сидоренко (директор компании “Битрикс” и директор компании “Группа Махаон” соответственно).
Собственно, содержательная часть семинара началась с рассказа Алексея Сидоренко о современных требованиях, предъявляемых к интернет-проектам и их исполнителям:
Наличие выполненных проектов. Сейчас это первое, что интересует заказчика, и это совершенно естественно – добиться качественного выполнения работ от новичка невозможно.
Соблюдение сроков разработки. При этом практически все заказчики стремятся к как можно меньшим срокам разработки. Зачастую возникают ситуации, когда проект должен быть готов “вчера”.
Требуется разработка индивидуальной бизнес-логики. Данный аспект достаточно сложен, так как требует хорошего изучения деятельности компании. Вдобавок, возникает противоречие с требованиями, предъявляемыми к срокам разработки – хорошо и быстро выполнить проект получается редко.
Клиенты зачастую требуют подтверждения качества выполненных проектов. Иметь какие-то выполненные работы, конечно, весьма полезно и нужно, однако то, насколько клиент остался доволен выполненным проектом, насколько он соответствует его ожиданиям и целям, остается за кадром. Поэтому желательно иметь какие-то свидетельства качества работы от третьих лиц. Стоит отметить, что на сайте самого “Битрикса” уделяется крайне широкое внимание тому, чтобы донести до потенциального покупателя мнение уже состоявшихся пользователей системы “Битрикс: Управление сайтом”. Сразу чувствуется партнерство “Группы Махаон”.
На данный момент достаточно остро стоит вопрос с отторгаемостью сайта, то есть возможностью самостоятельной доработки скриптов под свои нужды, без помощи создателя системы. Несмотря на то, что такой возможностью пользуется крайне небольшое количество клиентов, многим наличие возможности сменить разработчика сайта греет душу. Если ранее сайты создавались по принципу “лишь бы было”, то на данный момент практически все понимают, что нормальное представительство в Сети требует постоянного контроля и обновления. Таким образом, стоимость владения сайтом лишь начинается со стоимости его создания, то есть сейчас редко идет речь о создании сайта. Как правило, заказчику необходимы создание и поддержка проекта, работа сайта большинством воспринимается как постоянная расходная статья, а не разовое вложение средств, про которое можно забыть после проплаты.
Разумеется, одним из основных требований к системам управления контентом является наличие поддержки. Клиент всегда должен иметь возможность к кому-то обратиться как в случае возникновения каких-то проблем, так и при наличии каких-то трудностей в освоении продукта.
Зачастую требуется интеграция различных сервисов системы. То есть клиент, являющийся, к примеру, партнером и участником форума, не должен (если так не было задумано администратором сайта с какой-либо специфичной целью) использовать разные пароли доступа к соответствующим частям сайта. Естественно, что использование модулей от одного разработчика снимает данную проблему.
Требования к документации, возможности обучения. В “Управлении сайтом” идеология проста – с системой должен без трудностей рабо
тать любой человек, который владеет MS Word. Достигается это, в первую очередь, использованием визуального HTML-редактора, а также элементов интерфейса, знакомых любому пользователю Windows.
Различные требования к хостингу и платформе. Клиент может использовать Windows или Unix-хостинг, базы данных MySQL или Oracle (последнее необходимо для производительных систем) – система управления контентом должна при этом работать и обеспечивать необходимый уровень производительности.
В общем, выступление Алексея Сидоренко было полезно для любого, кто начинал задумываться над тем, какие же требования необходимо будет предъявить к приобретаемой системе управления контентом. Возможно, это будет и другая CMS, не от “Битрикса”, однако параметры, на которые стоит обращать внимание при выборе, были освещены очень подробно. “Группа Махаон” относительно давно существует на рынке, где оказывает услуги по консультированию и сопровождению интернет-проектов, так что послушать директора данной компании было весьма интересно.
Основным направлением деятельности “Группы Махаон” является бизнес-планирование создания интернет-систем
В дальнейшем слово взял Сергей Рыжиков, который продемонстрировал ключевые особенности продукта от “Битрикса”. По его мнению, ключевым является то, что основным пользователем “Управления сайтом” может являться не компьютерщик, а именно маркетолог, который в состоянии непосредственно оценивать все экономические параметры работы сайта. Также он отметил, что при редактировании страниц имеется возможность задания используемых шрифтов, цветов фона и прочих параметров, однако для этих целей желательно применять стили, что позволит добиться однородности отображения материала на сайте. “Управление сайтом” поддерживает задание ключевых слов и описания (мета-теги) для каждой страницы отдельно, что позволяет проводить начальную оптимизацию сайта под поисковые системы.
Нашлось время для того, чтобы описать систему информационных блоков (краеугольный камень представления контента на сайте), с помощью которых правится представление информации на сайте – демонстрация того, как в несколько кликов можно создать новый раздел, причем он сразу же появлялся как в горизонтальном, так и вертикальном меню, вызвала молчаливое одобрение присутствующих.
Не будем описывать весь продемонстрированный функционал “Управления сайтом”, так как любой может скачать и установить у себя на компьютере под Windows пробную версию системы. Я постараюсь лишь отметить наиболее интересные из продемонстрированных возможностей.
К примеру, это подход к анализу посещаемости сайта. Все посетители разбиваются на потоки (разделение может производиться как по параметрам ссылки, так и по полю ref), после чего анализируются все события, связанные с пользователями из каждого потока. При этом событием является практически любое действие пользователя – просмотр страниц, скачивание файлов, совершение покупок. Весьма рациональным выглядит предложение тратить сначала лишь 10% рекламного бюджета на оценку эффективности различных площадок, которая показывается очень наглядно, с тем, чтобы перераспределить бюджет в пользу более выгодных, с точки зрения вложения, средств. Конечно, предварительно надо позаботиться о том, чтобы можно было определить, по какой рекламной компании пользователь попал на сайт.
большой интерес участников семинара вызвали функции сжатия контента, позволяющие добиться существенного ускорения работы с сайтом на медленных линиях (при этом “Управление сайтом” динамически определяет поддерживаемый браузером пользователя тип сжатия), документооборота, рассылок – действительно, их полезность для большинства интернет-проектов более чем очевидна.