[философия счетчиков посещений]материал подготовил: Дмитрий Турецкий 25.04.2003
Наверное, вы замечали, что на большинстве сайтов установлены счетчики посещений. А задумывались ли вы, зачем веб-мастера их ставят? Ведь, по большому счету, написать свой счетчик не так уж и сложно, вдобавок, он будет давать более точные данные… Да и анализировать его показания будет легче – все данные под рукой, так что можно организовать любую аналитику и сделать любую выборку…
В самом начале развития сайта счетчик нужен веб-мастеру для удовлетворения своего любопытства – сколько человек зашло и откуда, что читали, сколько времени провели на сайте и т.п. И вполне естественно, что вместо того чтобы тратить силы на написание и установку своего counter’а или использование какого-либо готового скрипта ему проще просто вставить на страничку готовый код… Как правило, пока количество посещений сайта составляет десятки человек в день, веб-мастер заглядывает в статистику чуть ли не ежечасно и радуется каждому новому посетителю.
Потом, когда сайт вырастает из рамок “домашней странички” и плавно переходит в стадию “некоммерческого проекта”, счетчики начинают использоваться веб-мастером для сравнения популярности своего сайта с “конкурентами” (кстати, и при дальнейшем развитии проекта эта функция остается, разве что веб-мастер перестает столь ревностно следить за показателями). именно от этой функции счетчиков пошло название “пузомерки”.
Здесь проявляется одно интересное свойство: данные, измеренные разными счетчиками, различаются между собой (что вполне объяснимо технически), но это отклонение у них примерно одинаково для всех сайтов. Поэтому, оценивая сравнительную популярность сайтов, надо смотреть данные одного и того же счетчика – сравнение, скажем, локальной статистики одного сайта и показаний Top 100 другого – даст неверные результаты. Причем, отклонение может быть весьма заметным – сравните, например, показания разных счетчиков у меня на сайте.
При дальнейшем развитии проекта счетчики начинают выполнять еще две функции: привлечение целевых посетителей и независимая статистика для рекламодателей. И вот тут-то и начинается самое интересное…
Все счетчики занимаются тем, что сводят статистику посещений сайтов воедино и создают различные рейтинги популярности, причем сайты в этих рейтингах разбиты по тематикам. С точки же зрения пользователей – чем более популярен ресурс, тем он полезнее и интереснее (на самом деле это далеко не всегда – так и в нижних строчках рейтингов часто можно натолкнуться на очень интересные сайты!), и, следовательно, чем выше в рейтинге оказывается сайт, тем больше целевых посетителей он получает. А целевые посетители – это как раз то, что требуется: коммерческие сайты (различные магазины, провайдеры, компании и т.п.) получают потенциальных покупателей, а некоммерческие – увеличивают число своих постоянных посетителей и тем самым получают возможность показывать больше рекламы.
Высокое положение в рейтингах также дает и некоторое преимущество при общении с рекламодателями: во-первых, им проще договориться с одним крупным сайтом, чем с десятком мелких, а во-вторых, если сайт лидирует в своей группе, то может договариваться о рекламе не только по количеству показов или переходов, но и по времени “висения” рекламы, что, как правило, оказывается более выгодным с коммерческой точки зрения. Для рекламодателя же показания рейтинга могут служить гарантией того, что хозяин сайта не привирает, рассказывая о том, какой популярный у него ресурс.
А следовательно, из “пузомерок” счетчики переходят в разряд маркетинговых инструментов, помогающих сайту зарабатывать деньги. И здесь, как и в офф-лайне, начинает работать (или не работать) мораль. Какие-то сайты занимаются накруткой счетчиков – благо технологии известны. Правда, ради справедливости надо отметить, что “автоматизированно” можно накрутить только сравнительно небольшое количество переходов: так как технологии накруток счетчикам тоже