Автор статьи: Ефимов Владимир
Статья открывает цикл об использовании интернет для малого и среднего бизнеса. Образ интернет интенсивно внедряется в массовое сознание.
В результате российские бизнесмены, начали понимать что это удобный инструмент бизнеса. Теперь от сайта требуют отдачи.
Мелкие фирмы не хотят отставать от большого бизнеса, но не могут выделять четырех – пятизначные бюджеты.
“Средний класс” интернет-проектов можно определить масштабом.
С одной стороны нас ограничивает уровень Васи Пупкина, это слишком плохо, с другой стороны – уровень Темы Лебедева, это слишком дорого, с третьей – серийные сайты, они слишком стандартны.
“Средний интернет” – это оптимально-минимальное финансирование, профессиональное исполнение, индивидуальный подход.
>
– Не надо только становиться в позу, -поморщился Ханин.
– Да нет, – сказал Татарский, успокаиваясь, – вы меня не так поняли. Поза сейчас у всех одна, просто надо же себя правильно позиционировать, верно?
В. Пелевин, “Generation П”
Вступление
Эта статья открывает цикл статей, посвященных использованию возможностей интернет для малого и среднего бизнеса. Здесь мы хотим, прежде всего, определить что мы называем малым и средним бизнесом, описать особенности интернет-проектов, создаваемых в данной нише и обрисовать специфические для этого класса задач проблемы.
Мы выделим класс ” средних” интернет-проектов, лежащий между личными страничками и профессиональными серверами. Этот класс, прежде всего, определяется масштабом финансирования, трудозатрат, посещаемости и др. Выделение этого класса оправдано тем, что работа с проектами такого масштаба требует определенной технологии, отличной и от технологии “малого” и от технологии “большого” интернет.
Статья может быть интересна как предпринимателю, решившему открыть свое интернет- представительство, так и для специалиста, решившего попробовать свои силы в качестве вольного веб-мастера.
интернет притягивает деньги
Сейчас, на пороге третьего тысячелетия, образ интернет интенсивно внедряется в массовое сознание. интернет притягивает деньги, это уже исторический факт. И все эти деньги, средства акционеров и крупных компаний, постоянно нуждаются в оправдании. Механизм финансовой пирамиды обязывает всех ее участников фиксировать на лице стандартное keep smiling, и убеждать всех окружающих (и себя в первую очередь) что дело верное, перспективное и вообще гуманное во всех отношениях. В результате в последние несколько лет все мировые массмедиа фактически вели, и продолжают вести, рекламную компанию интернет, компанию такого масштаба, что ее просто трудно заметить, находясь, так сказать, внутри. Так, находясь в лесу, видишь деревья, но не видишь леса.
В результате этой пропаганды российские бизнесмены, наконец, начали понимать насколько это не только престижный атрибут, но и удобный инструмент бизнеса. интернет повторяет путь факс-машины. То, что раньше служило украшением визитной карточки (наподобие дворянского титула, только стоит дешевле) теперь становится рабочей лошадкой, “лопатой умственного труда”.
Мы начали работать в области интернет-рекламы несколько лет назад, и, надо сказать, в последний год отношение к ней заметно изменилось. Вначале разработка сайта была не более чем причудой, а электронная почта реально использовалась, только если удавалось “окучить” несколько взаимодействующих фирм одновременно. Теперь же от сайта требуют конкретной отдачи, а электронная почта бывает так необходима, что часто к моменту покупки и установки модема у клиента уже лежит в ящике несколько срочных писем.
Многие мелкие и средние фирмы не хотят отставать от большого бизнеса и тоже хотят приобщиться высоких технологий. Причем они хотят не просто электронного адреса на визитке. Они хотят реально застолбить свое место на формирующихся виртуальных рынках, поддаваясь электронно-золотой лихорадке. Но, в отличие от своих больших братьев, они не могут выделять на это четырех – пятизначные бюджеты.
Масштаб
Что мы называем “средним” проектом в интернет?
- Его финансирование составляет порядка 0-0 в месяц.
- Его поддерживает один человек, работающий не полную неделю, или команда в несколько человек на тех же условиях.
- Его посещаемость составляет порядка 1000 – 10 000 человек в месяц (но иногда существенно больше).
Проект такого масштаба может финансировать небольшая коммерческая фирма или частный предприниматель, если, конечно, он окажется достаточно эффективным.
Очертим рамки снизу
С одной стороны стоят личные странички, изготовленные энтузиастами, которых обычно называют обобщенным именем “Вася Пупкин”. Обычно их отличает характерный крикливый дизайн и полная эклектичность, как в содержании, так и в методах раскрутки. Такие странички составляют изрядную часть интернет, возможно даже его большую часть. Вот что пишет про такие странички, например, Великий Тема Лебедев: “Собственная страница нужна человеку как “penis extender” (англ.) – нечто, увеличивающее самомнение, подкрепляющее самоуверенность, поддерживающее самочувствие. Человек хочет себя показать. Делать это можно по-разному. Например, рассказать, что вы учитесь в школе такой-то, у вас есть кот и вы любите ходить в походы. И закончить на этом. Тогда кроме вашего же кота на страницу никто заходить не будет, разве что по ошибке.”
Но, что наиболее для нас существенно, таких страничек довольно много и в коммерческом интернет. В каждой небольшой фирме есть или штатный “программист” или приходящий специалист по информатике. Руководитель, решивший заявить о фирме в Сети, первым делом обращается именно к нему. Если тот еще не научился верстать странички, то босс поспрашивает своих знакомых. Если и там не найдется готового помочь интернетчика, то третьим шагом босс начнет читать объявления. Очевидно, что даже не третьем шаге у босса больше всего шансов столкнуться именно с Васей Пупкиным. О первых двух и говорить не стоит.
Такого уровня сайт делается “по остаточному принципу”. Если за его разработку и платят, то сумма обычно составляет – 0. А чаще Вася Пупкин делает его в свободное от обязанностей офисного технолога время или просто по дружбе. Ну, а дареному коню, понятное дело, ни в зубы, ни еще куда…
Чем опасен любительский подход? Он влечет за собой три возможные неприятности:
- По косвенным признакам посетитель может заключить, что страничку делал любитель и перенесет это отношение на всю деятельность фирмы. Об этом, например, может упомянуть интернетчик потенциального партнера, собирающий информацию для своего руководства (см. текст радиопередачи “Скажи мне, кто твой веб-мастер…”).
- Васи Пупкины часто увлекаются технологическими новинками, эффектными, но непроверенными решениями. В результате страничка может оказаться просто потерянной для части посетителей. Притом, что на компьютере самого Васи и его босса все будет выглядеть потрясающе, у некоторых читателей посыпется кодировка, или их отпугнут предупреждающие сообщения броузера, или грузиться страница будет 15 минут.
- Фирма, считающая, что интернет-направление у нее прикрыто, может упустить интересные реальные возможности.
Очертим рамки сверху
С другой стороны нас ограничивают профессиональные веб-студии, солидные организации, имеющие раскрученное имя, гарантирующее стабильное качество работ. Гонорары таких студий обычно исчисляются пятизначными цифрами. Во всяком случае именно такие цены они декларируют. То же Артемий Лебедев заявляет, что меньше, чем за 000 ничего путного создать невозможно. У нас есть подозрения, что в каждом конкретном случае можно договориться и о значительно меньших суммах, но подозрения эти не на чем реальном не основаны, и, следовательно, беспочвенны.
Действительно, располагая такими средствами, можно обеспечить все, что необходимо и для дизайна сайта и для его раскрутки. Такие сайты являются лидерами профессионального веба, и всегда остаются для нас флагманом, задающим курс и служащим примером.
Но много ли найдется фирм, готовых платить такие деньги, пусть даже и в наше высокотехнологичное время? И, главное, возвращаются ли эти средства, соизмеримые с рекламным бюджетом небольшой фирмы?
Очертим рамки сбоку
Наконец, есть еще одна разновидность корпоративных страничек, которые стоят недорого, но при этом выполнены достаточно профессионально и надежно с точки зрения технологических сюрпризов. Это типовые странички, изготовляемые обычно веб-студиями провайдерских фирм по жесткому прейскуранту и по принципу “пучок на пятачок”. Эти недорогие и профессиональные услуги таят в себе следующие неизбежные недостатки:
- Эти странички лишены индивидуальности.
- Работа с клиентом не предусматривает внимательного диалога, необходимого для понимания мастером задач клиента, и понимания клиентом возможностей мастера.
- Проект по масштабу чуть больше минимальной “визитной карточки”, оказывается уже дороже, чем то же самое, заказанное вольному “среднему” веб-мастеру.
Специфика
Фактически мы между делом уже определи специфику среднего интернет-проекта.
- Это проект, построенный на оптимально-минимальном финансировании, при планировании и реализации которого на всех этапах приходится обходиться необходимым минимумом.
- Это проект, выполненный профессионально, с минимальным риском неожиданных нежелательных эффектов.
- Это проект, разработанный и выполненный творчески и индивидуально, с учетом специфики задач данного заказчика.