Плохая мина при плохой игре. Туристический бизнес в сети интернет.

На западе давно и уверенно интегрируют в интернет системы приобретения путевок, бронирования отелей, заказа авиабилетов, короче, всего того, что входит в понятие туристического бизнеса. Например, лидер в своей отрасли, фирма Preview Travel c 1996 года занимается всеми видами туристических услуг, - от заказа билетов до проката автомобилей в странах пребывания, - и насчитывает более восьми миллионов (!) зарегистрированных пользователей. Оборот только этой компании в 1998 превысил 10.000.000. Это в две тысячи (!) раз больше, чем объемы торговли во всем российском интернете1 за тот же период.
Так что же происходит в родных пенатах? Отчего не шевелится российский туроператор? Почему сервера его похожи скорее на руины, чем на уютные офисы? Чу, я уже слышу, как кто-то произносит: "Дык: кредитики ж: механизм онлайновых платежей: мать!" и не соглашаюсь с ним. Я не отрицаю, отсутствия универсальных платежных систем и кредитных карт, я не закрываю глаза на кризис и мизерные зарплаты россиян, я просто хожу по сети, как ходил этим летом в поисках путевки "на юга". Итоги этих прогулок неутешительны.
Понятное дело, что российский потенциальный клиент, для которого сайт туристической фирмы является всего лишь рекламной листовкой, а не полноценным инструментом для обустройства своей поездки, теряет значительную часть этого самого потенциала. Но может ли это неприятное обстоятельство оправдать недостаток информации и комфорта? Нет, не может!
Логично было бы предположить, что в данных условиях владельцы туристических интернет ресурсов попытаются сделать свои электронные буклеты как минимум привлекательными и информативными, что они продемонстрируют посетителю чарующие виды и дадут подробные описания и пояснения, но уж никак не каббалистические значки типа:
2 взр + 1 реб (0 - 12) = (DBL X 2) + CHL 1
2 взр + 2 реб (0 - 12) = (DBL X 2) + CHL 1 + CHL 2
1 взр + 1 реб (0 - 12) = SGL + CHL 12
Подобные формулы и сокращения в стиле "Из рук в руки" (а/б, трансфер, шв.стол, страх., экск.) в сочетании с малопонятными таблицами и отсутствием ключевых деталей заставляют задуматься о целесообразности таких сайтов. Согласно данным из базы, расположенной на сервере "100 дорог" 280 российских фирм располагают представительствами в интернете. Это внешнее количественное благополучие распадается как карточный домик, при первой же попытке извлечь полезную информацию. Покупая путевку в гостиницу "Жемчужная" (г. Сочи) я нашел фотографию этого туристического объекта на странице у одной турфирмы, более-менее подробную информацию - у другой, а билет купил у третей, которая не удосужилась описать или показать своим посетителям место их предполагаемого отдыха, но зато была единственной внятно рассказавшей о стоимости путевки и дополнительных услугах. Хотя, нужно признать, чтобы бывают случаи, когда отдых в России это не так страшно как кажется. Но чаще это приятное исключение чем правило.
Само же состояние страниц не выдерживает никакой критики и это при том, что в начале года, в рамках акции "В новый год с новыми технологиями" прошел чуть ли не единственный в России конкурс специализированных интернет-ресурсов, который был целиком посвящен туризму. А тот факт, что в рамках мероприятий для турфирм и туроператоров, организуемых информационной службой "Банко", вот уже более года проводятся консультации специалистов по интернет-маркетингу, наводит на несколько парадоксальную мысль.
Российским турфирмам невыгодно предоставлять полную информацию о своих услугах ни в сети интернет, ни вне ее! Отсутствие полноценной информации оставляет простор для маневров, позволяет скрывать информацию в условиях слабо цивилизованной конкуренции, иметь минимум обязательств перед клиентами. Короче говоря, скудная информация является залогом душевного спокойствия.
Но хочется верить, что рано или поздно российский рынок станет цивилизованным и тогда информацию придется предоставлять, как это пытаются делать некоторые уже сейчас3. именно тогда произойдет осознание уникальности информационной среды под названием интернет и условностей, несоблюдение которых сводит "на нет" громаде гениальных планов.
Бесполезно повторять ключевые моменты в создании ресурса в Сети, глупо твердить о наполнении и поддержке сайта, бессмысленно описывать видение идеальных ресурсов - об этом написаны десятки статей, который всякий желающий без труда найдет в сети. Хочется сказать лишь об одном - любой сервис предполагает комфорт для клиента, к которому и нужно стремиться изо всех сил. По отношению же к туристическому сервису это утверждение справедливо вдвойне.

Примечания:
1Андрей Себрант в своем докладе на секции РИФ'99 сказал буквально следующее: "Объем торговли через интернет (имеется в виду Российский интернет - прим. автора) вообще не поддается надежной оценке - соответствующие цифры никто не публикует - а сильно разнящиеся предположения экспертов, как правило, все лежат на уровне 100 тыс. долл."
2 Значки непридуманные, существуют в природе на сайте фирмы "Интраст тур" в подразделе "Скидки на детей", раздела "Горящие путевки".
3 Список серверов туристических фирм можно найти по адресу www.inter.net.ru/10/16.html, и это, пожалуй, лучшее, что у нас есть. Я бы не стал этим гордиться.

Алексей Волков

0 Комментариев

Нет комментариев!

Пока нет комментариев, но вы можете стать первым, кто прокомментировал данный пост

Оставить комментарий

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.