Обычно кожа не идеально гладкая. Благодаря небольшой текстуре она становится   реалистичнее и интереснее, и уже не выглядит такой пластиковой, как обычно на   компьютерном рисунке.
  
  гладкая   как у ребёнка
  
  добавляем   тёмную текстуру
  
  добавляем   светлую
  При проработке кожи необходимо работать со слоями. Оставьте   основное изображение на одном слое, текстуру наносите на другом (может, на двух   или трёх для тёмных и светлых участков отдельно), а ещё слой – для волосков. Не   сливайте их, пока не убедитесь, что работа выполнена! После слияния очень трудно   что-либо исправить.
  
  Три слоя   (сверху вниз):
  слой для волосков (режим overlay)
  слой для текстуры кожи   (режим overlay)
  основное изображение кожи (режим normal)
  Также   необходимо применить к дополнительным слоям режим Overlay. Так цвета будут   насыщенными и живыми. В режиме Normal обычно кожа выглядит плоской и   безжизненной.
  
  основное   изображение кожи
  
  слои   текстуры в режиме normal
  
  слои   текстуры в режиме overlay
  Цвета, которые подходят для добавления   текстуры:
  
  Кроме   того, работая в режиме слоя Overlay, можно менять режим кисти, попробуйте   Overlay, Linear Dodge, Multiply и т.д. для усиления эффекта (то же самое можно   делать и при изображении самой кожи). Мазки, показанные ниже, все нанесены в   режиме слоя Overlay, но с разным режимом кисти. Поэкспериментируйте и выберите,   что нравится.
  
  режим   кисти изменяется ЗДЕСЬ
  
  Итак,   прежде чем начать работу с текстурой на новом слое в режиме Overlay, я беру   шероховатую круглую кисть с чёткими границами и в меню Brush Presets ставлю   галочку на Texture. На вкладке Texture выберите текстуру, которая больше   нравится – мне нравится Styrofoam в Texture Fill 2 – и установите режим   Subtract. Изменяйте масштаб при работе с текстурой, так минимизируют   повторяющиеся участки, а также применяйте грубую и мелкую текстуру, изменяя   масштаб, в зависимости от местоположения и освещения. Изменяйте цвет текстуры в   зависимости от цвета кожи, на которую её наносите. Установите низкую   непрозрачность кисти (Opacity), и наносите текстуру быстрыми   движениями.
  
  После   нанесения основной текстуры подчистите недостатки – сотрите, размажьте,   размойте, затемните, высветлите – так кожа будет выглядеть как   настоящая.
  
  Волоски.   Да ладно, они у всех есть. Хоть где-нибудь. Волоски не так явно бросаются в   глаза у женщины или ребёнка, но ведь и у них есть тоненькие волоски, которые   отражают свет, и кожа выглядит иначе.
  Можно нарисовать волоски от руки,   но иногда лучше кистью. Дело в том, что волоски на разных частях тела выглядят   по-разному – на предплечьях обычно более прямые и направлены в одну сторону, в   других местах – более кудрявые. Поэтому нужно менять параметры кисти, чтобы   получить тот результат, который необходим.
  
  волосок
  более   прямые
  
  более   курчавые
  Некоторые настройки кисти, и для чего они
  Brush Tip Shape   (Форма кисти)
  
  поворачивайте   и меняйте угол кисти, так меняют направление роста волосков
  Shape   Dynamics (Динамика формы)
  
  angle   jitter (джиттер угла) – маленькое число означает небольшое перемешивание, а это   значит, что направление будет более-менее одинаковое, а волоски будут прямыми.   Чем больше число, тем курчавее будут волоски.
  roundness jitter (джиттер   скругления) — маленькое число означает меньший разброс отдельных форм, что лучше   для изображения более прямых волосков. Чем больше число, тем волоски будут   растрёпаннее.
  Scattering (Рассеивание)
  
  говорит   само за себя…
  Scatter (Рассеивание) – как далеко друг от друга отстоят   волоски
  Count (Счёт) – количество групп волосков
  Нужно поупражняться   немного, чтобы получить то, что необходимо. Так же, как и с текстурой, когда   рисуете саму кожу – стирайте, высветляйте, затемняйте – кожа должна выглядеть   как настоящая. Когда рисуете волоски в тени, дублируйте слой с волосками,   переместите его под первый, измените режим на Normal, примените Gaussian Blur, и   уменьшите непрозрачность так, как будто волоски отбрасывают небольшие тени.   Удачи!
  
Источник: http://demiart.ru